Текст: Юлия Викторовна Полякевич,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад
№ 32 “Айболит”»
Нэлли Ивановна Брянская,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад
№ 32 “Айболит”»
Многие говорят, что время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходят люди. Время − это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Всем отведено одинаковое количество времени: 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остаётся около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И теперь Вы знаете, что, если кто-то говорит, что у него нет времени, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. Рассмотрим профессиональную сторону вопроса. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому педагогу важно уметь правильно распределять своё время. Чтобы узнать, как эффективно организовывать свою деятельность, разберёмся, что же такое тайм-менеджмент (далее ТМ). ТМ – искусство эффективной организации времени. Задача ТМ − помочь человеку распределить своё время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей.
Что даст умение управлять временем?
- Профессиональную и личностную успешности.
- Мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования.
- Возможность создания ситуаций успеха для каждого ученика. Только преуспевающий педагог сможет обеспечить успех ребёнку и всей системе образования в целом.
Первое правило ТМ – постановка цели
Цель – стремление человека к чему-то, когда весь процесс направлен на конечный результат. Целеполагание – это процесс постановки целей. Все цели можно разделить на 3 большие группы:
❶ Материальные цели. Заключаются в достижении чего-то материального (например, купить новый ноутбук, квартиру или машину).
❷ Количественные цели. Их можно измерить и выразить в тех или иных числовых параметрах. Например, если есть желание изменить какой-то числовой показатель (это может быть уровень доходов или посещаемость сайта) или что-то уменьшить (сократить какие-то расходы).
❸ Качественные цели. Заключаются в желании изменить качество чего-то (улучшить знания английского языка, научиться делать презентацию более качественно и т. д.) Нужно запомнить одно правило: «Цель – это то, что записано на бумаге». Если она не записана на бумаге, то это только мечта, желание, это наше «хочу». Цель должна быть зафиксирована в соответствии с определёнными правилами, сначала нужно составить план.
Как составить план?
❶ Использовать чёткие и ясные формулировки.
❷ Оформить письменно.
❸ Указать всех, кто будет осуществлять план.
❹ Дать проанализировать план всем, кто способен высказать конструктивные замечания.
❺ Возложить стратегическую ответственность за реализацию не на нескольких людей, а на одного конкретного человека.
❻ Установить чёткий, конкретный срок завершения реализации.
❼ Определить критерии успешного выполнения и способы их применения.
❽ Запланировать схему анализа промежуточных результатов.
❾ Спрогнозировать все возможные проблемы и препятствия, предварительно разработать все необходимые меры по решению этих проблем и преодолению этих препятствий.
Второе правило ТМ – это планирование
Воспитатель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием, которое может быть двух видов:
- Жёсткое планирование.
Человек создаёт чёткий план, где каждое дело привязано к определённому времени (например, годовой план учреждения).
- Гибкое планирование. Такой вид удобно использовать для разработки плана дня. Например, составляем список дел и в течение дня указанные задания выполняем, определяя время и последовательность. Как планировать своё время, как сочетать виды планирования − решать вам. Главное, план должен быть. Специалисты по ТМ утверждают, что планирование освобождает время. В ТМ есть правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
Третье правило ТМ – расстановка приоритетов
Приходилось ли вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то, чтобы добиться хоть какого-то результата? Если вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а займётесь только тем, что действительно давало результат. Заметьте: только выполнение небольшой части всех ваших дел даёт наибольший результат. Так вы сэкономите много времени. В ТМ существует закон Парето, который формулируется так: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий дают только 20 %». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20 % дел (и затраченного времени) дают 80 % результатов, 80 % дел (и затраченного времени) дают 20 % результатов. Этот принцип является универсальным, он применим к любой сфере деятельности. Например: 20 % информации приносят 80 % знаний по данной теме, а остальные 80 % – только 20 %. Поэтому примите совет: следует сначала выделить те 20 % дел, которые дают максимальный результат, и начинать с них. Отделять главные дела от второстепенных (причём делать это быстро и правильно) – очень ценное умение. И главной помощницей в этом должна стать матрица Эйзенхауэра (техника расстановки приоритетов). Он выделил 4 категории ежедневных дел:
- Категория А: важные и срочные.
Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», всё то, что необходимо выполнить без промедления. Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление!
- Категория Б: важные и несрочные.
В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают вас к цели (самые полезные задачи). Они касаются личностного развития. Сосредоточьте все ваши усилия на делах этой категории: они принесут самую большую отдачу.
- Категория В: неважные и срочные.
Выполнение этих дел никак не приблизит Вас к достижению цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А. Это могут быть срочные дела, не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте всё, что надо сделать срочно, за важное. Думайте о целях!
- Категория Г: неважные и несрочные.
Как ни печально, но таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это могут быть чаепития, разговор с друзьями по телефону в рабочее время, компьютерные игры, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жёстко – вычёркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу. При помощи этой техники можно быстро отделять главные дела от второстепенных и быть преуспевающим специалистом. XXI век требует от каждого педагога мобильности, умения воспринимать поток информации, который ежедневно растёт, использовать полученную информацию на практике. Этого невозможно добиться без самостоятельного и систематического профессионального самосовершенствования, а также без эффективной организации времени. Времени, кото рого хватает тем, кто умеет правильно его распределять.