Текст: Анна Олеговна Трефилова,
старший методист центра образовательной
статистики и аналитики ГАУ ДПО ИРО
Ирина Эдуардовна Широкова,
старший методист центра образовательной
статистики и аналитики ГАУ ДПО ИРО
Что нужно знать руководителям образовательных организаций, чтобы принимать эффективные управленческие решения
Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли информационно-аналитической деятельности в управлении образованием. Актуальность проблемы оценки качества связана с переходом на проектное управление. Решение о системном внедрении проектного управления в органах государственной власти в Российской Федерации было официально принято 30 июня 2016 года с подписанием Указа Президента РФ № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Основными задачами Совета являются следующие процессы:
– анализ и оценка реализации приоритетных проектов и программ, подготовка предложений по совершенствованию деятельности в соответствующих сферах, а также по развитию передовых методов целевого и проектного управления;
– организация мониторинга достижения целей, приоритетных направлений.
Информационно-аналитическая деятельность
Под информационно-аналитической деятельностью понимают системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся деятельности учреждения. По мнению Н. А. Слядневой, информационная аналитика занимается производством нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений [5].
В практической работе важно, чтобы в процессе оценки качества образования осуществлялся полный цикл подготовки материалов – от определения содержания и надлежащего объёма информации, необходимой для проведения процедур оценки качества, классификации и автоматизированной обработки информации, до анализа полученных данных и принятия управленческих решений.
Основой проведения аналитических исследований являются процессы сбора и первичной обработки информации. Результат реализации данных процессов оказывает значительное влияние на эффективность всех последующих этапов, поэтому необходимо обеспечить достоверность и актуальность информации, её грамотную систематизацию.
Этапы деятельности
Рассмотрим подробнее этапы информационно-аналитической деятельности, которые включают в себя формулирование целей аналитического исследования, отбор и анализ источников информации, сбор и обобщение информации, качественный анализ полученных данных и подготовку выводов (рис. 1).
- Формулирование целей аналитического исследования
Особенностью аналитического исследования, в отличие от простого описания статистических данных, является то, что его целью является не только описание характеристик объекта исследования, но и установление причинно-следственных связей.
На этапе формулирования целей важно определить объект исследования и проблему анализа, составить общий план работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые предположительно могут быть использованы.
- Отбор и анализ источников информации
Одним из наиболее значительных недочётов в осуществлении информационно-аналитической деятельности, реализуемой руководителями в сфере образования, является описание результатов, а не их анализ. При этом в аналитический текст включается большое число несущественных деталей, блоки информации могут быть никак не связаны между собой, что приводит к восприятию аналитического документа как набора разрозненных данных, а не как единого целого.
При анализе деятельности образовательной организации по конкретному направлению необходимо как можно более чётко и конкретно определить источники данных таким образом, чтобы выполнялись следующие требования:
– информация должна быть актуальной и достоверной;
– объём информации должен быть достаточен для установления следственно-причинных связей при анализе различных аспектов объекта исследования;
– при проведении динамического анализа, мониторинговых исследований информация должна фиксироваться регулярно через определённые промежутки времени.
В качестве основных источников информации для аналитической деятельности могут использоваться данные форм федеральной статистической отчётности; итоги государственной итоговой аттестации, итоги всероссийских проверочных работ (ВПР), национальных исследований качества образования (НИКО); данные мониторингов качества образования различного уровня; результаты проверок органов по контролю и надзору в сфере образования; результаты независимой оценки качества образования; результаты сравнительных международных исследований (TIMSS, PISA и др.); результаты социологических опросов и анкетирования участников образовательных отношений.
Таким образом, важнейшим аспектом деятельности управления образованием становится создание единой информационной сети, обеспечивающей сбор и обработку статистической информации, информационный обмен между участниками образовательного процесса. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность. Использование автоматизированных информационных систем значительно облегчает получение необходимых сведений.
В настоящее время появился целый ряд информационных систем автоматизации учебного процесса в образовательных учреждениях, представлены специализированные решения. Такие системы, как NetSchool, «КМ-Школа», «1С: Электронное обучение», «1С: Дошкольное учреждение», программный комплекс «Детский сад», обеспечивают автоматизацию учебного процесса в детских садах. В регионе используется, к примеру, АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования» (далее – АИС «МОДО»). Данная АИС предназначена для сбора и хранения сведений из форм ФСН, а также региональных отчётов. Возможности АИС «МОДО» предполагают не только выгрузку и сверку данных, но и генерирование пользовательского отчёта, акцентирующего внимание на актуальной для конкретного случая информации.
Также информационный ресурс для обеспечения информационно-аналитической деятельности может быть разработан организацией самостоятельно, например, на базе программы MS Excel.
Сбор и обобщение информации
При проведении аналитического исследования обычно используется комплекс методов сбора информации: анкетирование, опросы, анализ документов, наблюдение, посещение уроков, контрольные срезы, тестирование, самооценка и т. д. Для осуществления информационно-аналитической деятельности крайне важно обеспечить корректность процедур сбора информации. Например, при проведении анкетирования и опросов по некоторым актуальным проблемам необходимо обеспечивать анонимность респондентов для обеспечения максимально честного выражения ими своего мнения. Для сбора информации в процессе наблюдения, посещения уроков и мероприятий следует привлекать подготовленных квалифицированных экспертов.
На этом этапе важно не допустить искажения информации, определить потребность в дополнительной уточняющей информации.
Обобщение информации осуществляется с использованием математического аппарата (то есть анализа цифровых показателей) и служит основанием для выводов о наблюдаемых процессах и формулировки рекомендаций.
Одним из инструментов обобщения информации является визуализация данных (использование инфографики). К ней относятся изображения, содержащие числовые данные, и элементы, позволяющие интерпретировать эти данные (сделать выводы).
Например, добавление к диаграмме информации о значении показателя в среднем по муниципалитету позволяет образовательной организации сравнить свои результаты.
Анализ полученных данных и подготовка выводов При осуществлении информационно-аналитической деятельности чаще всего используют динамический и сопоставительный анализы информации. Сопоставительный анализ используется для сравнения результатов образовательной организации со средними значениями по муниципалитету, округу, району и т. п. Эта информация может быть опубликована на официальных сайтах органов управления образованием, Общественных советов по проведению независимой оценки качества образования, территориальных органов государственной статистики, а также на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). Упомянутый вид анализа позволяет образовательной организации сравнить свои результаты со среднемуниципальными или средними по РФ, проанализировать причины отклонений от средних значений как в лучшую, так и худшую сторону. Отметим, что при проведении сопоставительного анализа нужно учитывать имеющиеся в организации ресурсы, особенности контингента обучающихся, социально-экономическую обстановку в регионе и другие факторы. В рекомендациях указываются возможные направления дальнейших действий, наиболее эффективные решения и т. п., обозначается, какая именно дополнительная информация необходима для уточнения данных и принятия решения. Описанная структурная схема организации информационно-аналитической деятельности в управлении образованием позволяет предоставить руководителям сферы образования структурированный массив ценной информации, отражающий с высокой степенью достоверности сложившуюся ситуацию и позволяющий выработать эффективные управленческие решения.
Описанные выше этапы проведения информационно-аналитической деятельности напрямую коррелируют с элементами процессного подхода системы менеджмента качества.1
Итоги информационно-аналитической деятельности, как правило, оформляются в виде заключения или рекомендаций, где оцениваются степень важности полученной информации, её значение для принятия управленческих решений, делаются выводы о возможных рисках, выявленных негативных факторах и т. п. Также могут быть изложены наиболее вероятные варианты разрешения проблемных ситуаций.
Динамический анализ – это сопоставление значений показателя, полученных в результате наблюдений в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). Вид анализа, направленный на выявление существующих тенденций в наблюдаемом процессе, определение их причин, показывает, удаётся ли образовательной организации постепенно исправлять негативные тенденции или поддерживать обозначившиеся положительные изменения.
Список литературы
- Голенищев, Э. П. Информационное обеспечение систем управления / Э. П.
- Голенищев, И.В. Клименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
- Курцева, Е. Г. Методические рекомендации по подготовке аналитического отчёта по результатам самообследования общеобразовательной организации [Электронный ресурс]/ Е. Г. Курцева // ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. – 2016. – 24 с. – Режим доступа: https://petersburgedu.ru/api/file/b39d2 1c80b1e2bd1f7dfdb8c98595ceb73fad313, свободный.
- Национальный стандарт российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2015 Quality management systems – Requirements (IDT)) [Электронный ресурс]: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/71283056/
- О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/71431892/f68f 0e4386b4fa9b21adbe87ac5c5e1e/
- Сляднева, Н. А. Информационно-аналитическая культура как условие современных социокультурных и политических процессов [Электронный ресурс] / Н.А. Сляднева // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (4) (февраль). – Режим доступа: http:// theoryofculture.ru/issues/36/749/, свободный.