• Разговор с министром: как федеральный проект способствует повышению качества регионального образования

    21 мая 2024
     
    15:08
     
    Максим Александрович Парфенов,
    министр образования Иркутской области

    В 2022 г. стартовал проект «Школа Министерства просвещения России», призванный помочь образовательным организациям страны создать равные условия для получения каждым обучающимся доступного качественного образования. Мы поговорили с министром образования Иркутской области Максимом Александровичем Парфеновым о миссии проекта, возможностях, которые он даёт участникам, и перспективах реализации.

    Цель проекта «Школа Министерства просвещения России» – создать в стране единое образовательное пространство со стандартизированными требованиями к образовательной среде, школьному климату, к организации воспитательной, образовательной и просветительской деятельности. На кого он ориентирован?

    – Данный проект предлагает школам страны эталонную модель образовательной организации. Такая школа действует в соответствии с интересами государства, внедряет инновации, пользуется достижениями отечественной педагогики. Это школа, в которой интересно и комфортно учиться и работать.

    В первую очередь проект призван дать управленческим командам – его непосредственным участникам ориентиры – показатели по восьми магистральным направлениям деятельности образовательной организации. Сверяясь с ними, управленческая команда понимает, какие стратегические решения она должна принять, чтобы достичь намеченного результата и быть на равных с другими образовательными организациями.

    Также концепция проекта предусматривает формирование сильной школьной команды, в которой учителя имеют возможность непрерывно развивать компетенции через прохождение программ повышения квалификации, участвовать в профессиональных объединениях и конкурсах, получать методическую помощь от коллег и реализовывать себя в наставничестве.
    И, конечно, всё, что делается, делается для учеников. Идея создания единого образовательного пространства заключается как раз в том, что вне зависимости от места проживания обучающегося, достатка его семьи и укомплектованности образовательной организации он имеет возможность получить качественные знания, заниматься спортом, попробовать себя в творчестве и выбрать профессию. Таким образом, любая школа нашей большой страны должна воспитать выпускника с чёткими жизненными и профессиональными ориентирами, духовными ценностями и чувством патриотизма

    – Чтобы понять, куда двигаться, нужно понять, где ты находишься. Таким инструментом для школ – участниц проекта является входная диагностика. В чём её эффективность?

    – Задача самодиагностики состоит не в том, чтобы дать оценку образовательной организации, а помочь ей определить свои сильные и слабые стороны, первое – упрочить, второе – выстроить. Полученные результаты помогают управленческим командам школ сформировать программу развития, отвечающую общенациональным задачам. Стоит отметить, что речь идёт не об унификации школ, а об их трансформации в соответствии с актуальной образовательной политикой и индивидуальной историей. Понятно, что за год невозможно сделать так, чтобы школа выросла до статуса школы Минпросвещения России, но, планомерно развивая свои точки роста и устраняя дефициты, она постепенно к нему приблизится.
    За два года реализации проекта школы повысили свой уровень по направлениям, которые были для них проблемными. И это большая заслуга их управленческих команд и регионального оператора проекта – Института развития образования Иркутской области.
    От года к году количество участников растёт. Если в 2022 г. на этапе апробации в числе немногих регионов Иркутская область вошла с 16 общеобразовательными организациями (1 школа – самостоятельно, 15 – на основании субсидий из федерального бюджета на мероприятия по модернизации школьных систем образования в субъектах Российской Федерации в рамках государственной программы «Развитие образования»), то в 2024 г. планируется вхождение в проект 100 % школ. К концу текущего года 70 % из них разработают свои программы развития.

    – Какие образовательные события пройдут для участников проекта в этом году?

    – Сперва стоит отметить, что в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» педагоги и руководители образовательных организаций проходят дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, освоив которые они будут транслировать каждый в своей образовательной организации лучшие современные практики в области педагогики и воспитания, чтобы помочь школьникам реализовать свой потенциал.

    Для управленческих команд проектом подготовлена «Настольная книга директора» – серия материалов по числу магистральных направлений и ключевых условий проекта, содержащих нормативные документы по осуществлению деятельности.

    В 2024 году для школ – участниц проекта на федеральном уровне пройдёт Всероссийская конференция «Школа Минпросвещения России», олимпиада «Управленческие команды “Школы Минпросвещения России”: управленческое пятиборье». Также запланирован цикл еженедельных интерактивных семинаров для школьных команд «Строим “Школу Минпросвещения России”». В Иркутской области в течение года пройдут методические десанты, форум эффективных управленческих практик для поддержки образовательных организаций, находящихся на базовом и ниже уровнях, стратегические сессии по проектированию единого образовательного пространства, консультации по прохождению самодиагностики.

    Обучение, предоставление методических материалов и проведение мероприятий на федеральном и региональном уровнях позволит поддержать тех, кто уже участвует в проекте, и вовлечь в него новые образовательные организации. Так получится достичь главной цели – обеспечить качественное образование для каждого школьника.

    Беседовала Алина Александровна Липилина,
    выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Мы в социальных сетях: