• Региональный методический актив – помощник в работе педагога

    05 Июл 2023
     
    14:05
     

    Текст: Ирина Николаевна Романова, заведующий сектором организации деятельности
    и сопровождения Регионального методического актива ЦНППМ ГАУ ДПО ИРО

    Что такое Региональный методический актив?

    Региональный методический актив – это объединение методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогов. В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации публикует письмо «О формировании методического актива», в котором предлагается сформировать методический актив (пул) региональных методистов на базе ЦНППМ из числа штатных сотрудников или на условиях совместительства. 11 мая 2022 года распоряжением министерства образования Иркутской области утверждается положение о Региональном методическом активе. Можно сказать, что с этого момента начинается работа по созданию РМА на базе центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Иркутской области. РМА создаётся в целях содействия внедрению Региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, оказания адресной методической поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам Иркутской области. На тот момент руководство и координацию деятельности актива осуществлял заведующий сектором сопровождения муниципальных методических служб Наталья Сергеевна Баранова.

    Каковы ключевые направления работы РМА?

    1.Рефлексивно-диагностическое

    ■ выявление и анализ профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

    ■ анализ, интерпретация результатов оценочных
    процедур;

    ■ консультационная и методическая помощь педагогическим работникам по приоритетным направлениям государственной политики в области образования на основании их запроса.

    2. Технологическое

    ■ формирование профессиональных компетенций
    педагогов по улучшению результатов участия школь-
    ников в исследованиях качества образования (включая
    функциональную грамотность);

    ■ проектирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.

    3. Организационно-методическое

    ■ организация и проведение образовательных событий, обеспечивающих совершенствование профессиональных предметных компетенций;

    ■ методическая помощь слушателям ДПП ПК;

    ■ методическая помощь педагогическим работникам школ с низкими
    образовательными результатами.

    4. Координирующее

    ■ обеспечение поддержки молодых педагогов, реализация программ
    наставничества;

    ■ участие в проектной, аналитической, инновационной деятельности;

    ■ продвижение актуальных направлений развития образовательной системы, перспективных практик.

    5. Экспертное

    ■ оценка предметных и методических компетенций педагогических
    работников;

    ■ вовлечение педагогов в экспертную деятельность;

    ■ продвижение эффективного педагогического и управленческого опыта образовательных организаций на методических и научных мероприятиях.

    Кто состоит в активе?

    Сегодня в РМА входит 157 педагогов: учителя начальных классов,
    русского языка и литературы, математики, физики, химии, технологии, иностранных языков, географии, биологии, истории и обществознания. Каждый из них имеет высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, стабильно высокие результаты у обучающихся, также некоторые являются руководителями методических объединений, советов, образовательных организаций, экспертами региональных предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ, тьюторами и наставниками, лидерами профессиональных сообществ и ассоциаций. Они прошли обучение на базе ФГАОУ ДПО «Академи Минпросвещения России» или регионального института развития образования/института повышения квалификации, а также успешно завершили диагностику методических компетенций. Педагоги, входящие в РМА, обладают профессиональными навыками, обеспечивающими выполнение функций наставника, тьютора, консультанта, эксперта, фасилитатора, супервизора профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учётом профессиональных дефицитов и образовательных запросов педагогов образовательных организаций Иркутской области.

    Как РМА работает с педагогами?

    С июня 2022 года по июнь 2023 года педагоги, вошедшие в состав РМА, проходили обучение (вебинары, интенсивы, консультации), которое проводилось на базе ЦНППМ совместно с кафедрами Института развития образования Иркутской области. В этом году 15 методистов РМА работали с образовательными организациями, отобранными для участия в диагностических работах, связанных с уровнем функциональной грамотности обучающихся. Сегодня работа актива связана с реализацей индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). За каждым региональным методистом закрепляется педагог, реализующий ИОМ. Совместно они определяют, какие курсы необходимо педагогу пройти, какие семинары посетить. Затем методист анализирует итоговый методический продукт педагога, демонстрирующий решение поставленной в ИОМ задачи.

    Какую роль играет РМА в повышении профессиональных компетенций педагогов?

    Деятельность РМА существенно влияет на повышение профессиональных компетенций педагогов. Актив выявляет профессиональные дефициты педагогических работников, а также участвует в диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций. РМА оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности в образовательных организациях; способствует совершенствованию предметных и метапредметных компетенций педагогических работников; внедряет в процесс профессионального развития педагогических работников программы формирования компетенций; выстраивает индивидуальные образовательные маршруты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.

    Каковы перспективы развития?

    Перспективы связаны с повышением уровня методической помощи, оказываемой на уровне региона. В связи с этим педагоги, входящие в РМА, будут принимать участие в разработке методических и информационных материалов в рамках обеспечения развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; обобщать и распространять информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, в том числе информационных, передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования; разрабатывать необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слётов, соревнований и организовывать их; осуществлять методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников; оказывать методическую помощь педагогам, чьи обучающиеся демонстрируют низкие результаты обучения; вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности в образовательной организации; анализировать состояние учебно-методической работы в образовательных организациях и разрабатывать предложения по повышению её эффективности; проводить стажировки педагогических работников и управленческих кадров и многое другое.

    Мы в социальных сетях: