Текст: Алексей Александрович Лобанов, учитель информатики, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МБОУ «О(С)ОШ», г. Ангарск
Быть классным руководителем – одна из непростых задач для учителя-предметника, отчасти потому, что такой труд невозможно измерить количеством затраченных часов или сил. Вместе с тем сложно определить эффективность работы классного руководителя. В методических рекомендациях Минпросвещения России (письмо от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях») эффективность деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, определяется достигаемыми за определённый период конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся. Кроме того, для оценки эффективности работы классного руководителя приводится две группы критериев: критерии оценки деятельности и критерии оценки результативности. Этот подход учитывает непосредственную связь между характеристиками воспитательного процесса и его результатами, позволяя вносить изменения в работу для повышения её эффективности.
Критерии результативности:
Критерии эффективности деятельности классного руководителя:
► комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
► адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
► инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия (интернет-ресурсы, сетевые сообщества, блоги и т. д.); ► системность как степень вовлечённости в решение
воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
Критерии результативности:
► сформированность знаний, представлений о системе
ценностей гражданина России;
► сформированность позитивной внутренней позиции
личности обучающихся в отношении системы ценностей
гражданина России;
► наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
На результаты работы классного руководителя может повлиять ряд факторов, учесть каждый из которых не представляется возможным. Например, ученик, которому вы помогли в трудной жизненной ситуации и вернули в школу, может сразу дать стопроцентный показатель эффективности вашей работы.
Несмотря на всё вышесказанное, эффективность работы классного руководителя всё же можно измерить, если провести подробный анализ его функциональных обязанностей, описанных в должностной инструкции и ФЗ «Об образовании».
Определяем эффективность через должностные обязанности
Методическое объединение классных руководителей нашей образовательной организации проанализировало должностные обязанности классного руководителя, на основании которых педагоги разработали электронный журнал «Классный руководитель», позволяющий измерить эффективность работы учителя.
Журнал состоит из 27 отдельных листов. Созданный в среде электронных таблиц, он не требует от классного руководителя и заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе, специальных знаний.
Если классный руководитель системно выполняет свои функциональные обязанности, то в конце учебного года на последнем листе «Анализ плана воспитательной работы» он получит готовый анализ, выводы и рекомендации. После этого педагогу достаточно распечатать и сдать готовый анализ заместителю директора, а затем согласно полученным результатам составить план работы на следующий учебный год.
Для заместителя директора, курирующего вопросы воспитательного блока школы, отдельно создана автоматизированная информационная система «Классный руководитель». В неё загружаются анализы работы каждого класса и за считаные минуты автоматически выдаётся анализ воспитательной работы, проводимой в классах и в школе, а также выводы и рекомендации по каждому направлению деятельности классных руководителей.
Использование электронного журнала «Классный руководитель» в нашей образовательной организации позволило сделать первые попытки в оценке эффективности работы каждого классного руководителя и всей школы для выполнения приоритетных задач воспитания и обучения.