• Советы по формированию функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

    18 Дек 2024
     
    15:00
     

    Оксана Николаевна Кожевникова, учитель ГОКУ СКШ № 6 г. Нижнеудинска

    Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач современной системы образования, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и интеллектуальными нарушениями. Функциональная грамотность является важным компонентом социальной адаптации и интеграции в общество. Особенно важным аспектом становится обучение математике, в процессе которого грамотность проявляется в умении применять знания на практике, решать повседневные задачи и принимать обоснованные решения.

    Понятие функциональной грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

    Для учеников с ограниченными интеллектуальными возможностями функциональная грамотность включает не только знание базовых математических принципов, но и умение применять их в простых жизненных ситуациях. Функциональная математическая грамотность у таких детей помогает формировать следующие навыки:

    1. Решение простых задач повседневной жизни: покупка товаров, расчёт небольших сумм, понимание времени.
    2. Социальная адаптация: понимание базовых понятий, которые помогают адаптироваться в обществе (например, ориентироваться в пространстве и времени).
    3. Принятие решений: умение выбрать наиболее подходящее решение в простой ситуации (например, оценить, хватит ли денег на покупку или насколько далеко находится тот или иной объект).

    Особенности формирования математической грамотности у учащихся с интеллектуальными нарушениями

    Дети с умственной отсталостью часто испытывают трудности с концентрацией внимания, у них отмечается низкая скорость восприятия информации и запоминания. Поэтому задачи по формированию математической грамотности требуют особого подхода.

    • Сокращение объема учебного материала: для успешного усвоения важно уменьшить объем информации и сосредоточиться на конкретных и доступных задачах.
    • Использование наглядности и конкретных примеров: визуализация и наглядные материалы помогают улучшить понимание и закрепить математические навыки.
    • Медленный темп обучения: каждому ученику необходимо предоставить время для усвоения материала, поддерживать его успехи, чтобы сформировать мотивацию к обучению.

    Основные методы формирования функциональной грамотности на уроках математики

    На уроках математики работа с детьми с нарушениями интеллекта предполагает использование специальных методов и приёмов, которые помогают формировать необходимые навыки и умения:

    1. Использование игровых методов и упражнений: игровые элементы делают процесс обучения более интересным, стимулируя познавательную активность. Игры, такие как «Найди пропущенное число» или «Назови числа в порядке возрастания», помогают развить концентрацию и интерес к выполнению заданий.
    2. Включение упражнений на устный счёт: упражнения на устный счёт не только помогают развивать вычислительные навыки, но и способствуют тренировке внимания и памяти. Примеры упражнений: составление простых арифметических цепочек или счёт на слух.
    3. Использование наглядных материалов: визуальные образы и наглядные пособия помогают улучшить восприятие. Задания с картинками, схемами или графиками делают обучение более доступным и увлекательным. Это может быть, например, использование табличек для счета или карточек с изображениями предметов для подсчета.
    4. Решение задач из повседневной жизни: детям с нарушениями интеллекта полезно приводить примеры из повседневной жизни. Примеры таких задач включают в себя решение простых примеров на сдачу, определение времени или подсчёт количества предметов. Решая такие задачи, ученики учатся применять математические знания.
    5. Поддержка самостоятельной работы и рефлексии: небольшие самостоятельные задания помогают ученикам проверять свои знания и развивать способность к самооценке. Такие задания должны быть простыми и короткими (например, проверка усвоенных знаний).

    Коррекционно-развивающие подходы

    Коррекционная работа играет важную роль в обучении детей с умственной отсталостью. Основные направления коррекционно-развивающей деятельности включают:

    • индивидуальный подход: каждое занятие должно учитывать уровень развития конкретного ученика, чтобы материал был доступен и интересен;
    • использование специальных дидактических материалов: карточки, игры и другие материалы помогают повысить интерес и усвоить знания;
    • постепенное усложнение заданий: задачи должны предлагаться от простых к сложным, чтобы дети могли последовательно переходить к более сложным вычислениям;
    • поощрение и поддержка: педагог должен поддерживать положительные результаты, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах и мотивация к обучению.

    Роль учителя в формировании функциональной грамотности

    Учитель играет важную роль в процессе обучения детей с умственной отсталостью. Его задача – не только передавать знания, но и помогать в формировании навыков, необходимых в повседневной жизни. Чтобы это было эффективно, учитель должен:

    • демонстрировать терпение и тактичность: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагога выдержки и умения поддерживать мотивацию;
    • организовывать разнообразные виды деятельности: разнообразие форм работы – от индивидуальных заданий до игр в группах – помогает вовлекать учеников и поддерживать их интерес;
    • вдохновлять и поддерживать учеников: поддержка учителя мотивирует детей учиться, помогает укреплять уверенность в собственных силах.

    Формирование функциональной грамотности обучающихся с нарушениями интеллекта – сложный, но важный процесс, требующий особого подхода и корректировки методов обучения. Развивая у учеников базовые математические навыки, учитель закладывает основы для их социальной адаптации и независимой жизни в обществе. Поддержка со стороны педагога, индивидуальный подход и использование наглядных материалов помогают детям с умственной отсталостью не только усваивать знания, но и применять их в реальной жизни.

                  

    Мы в социальных сетях: