Текст: Полина Николаевна Громыко,
заведующий библиотекой МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»
В прошлом году оркестру русских народных инструментов Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена под управлением Н. М. Мочалова исполнилось 45 лет. В честь этого события в Иркутской областной филармонии состоялся праздничный концерт «От сердца к сердцу», участие в котором приняла педагог, дирижёр Лилия Виничук. Особая гордость для нас, что она выпускница нашей школы.
– Лилия, в каком году Вы пришли в Пивоваровскую среднюю общеобразовательную школу? Какие у Вас воспоминания о ней?
– В Пивоваровскую школу я пришла в 2006 г. в пятый класс, до этого училась в начальной школе п. Дзержинска. Моим первым классным руководителем была Любовь Денисовна Шевченко. Мне так нравилось, как она исполняла песни на баяне на уроках музыки, что в третьем классе я поступила в Детскую школу искусств п. Пивовариха учиться по классу баяна. С утра я была в общеобразовательной школе, а во второй половине дня шла в школу искусств, которая находилась по соседству.
В общеобразовательной школе я проучилась до 2013 г. Моим классным руководителем стал замечательный педагог Ида Ивановна Косинова. Она отличалась чувством юмора и невероятной добротой. Ида Ивановна понимала нас и, что важно, давала свободу выбора и творчества. Нужно нарисовать стенгазету, она говорит: «Сами думайте, рисуйте!» Конечно, лёгкий контроль был, но без давления. С одноклассниками мы сейчас реже общаемся, с несколькими остаёмся так же близки. На тот момент директором школы была Ирина Алексеевна Луканина. Она вела русский язык и литературу, которые сразу стали моими любимыми предметами. У Ирины Алексеевны отличный почерк, до сих пор красивее я не видела. То, что я хорошо сдала ЕГЭ по русскому, – её заслуга. Также в школе мне нравилось ездить на олимпиады по её предметам. Так и сложилась моя школьная жизнь из русского языка, литературы и музыки.
– Окончив ДШИ, Вы поступили в Иркутский музыкальный колледж им. Ф. Шопена, а затем в Байкальский государственный университет. Расскажите, как удавалось совмещать занятия?
– После девятого класса я решила поступить в музыкальный колледж и параллельно продолжить обучение в Пивоваровской школе. Когда 1 сентября мы с мамой пришли в учебную часть колледжа, нам сказали, что совмещение занятий невозможно. Помню, что это был один из грустных дней в моей жизни. Я в слезах позвонила Иде Ивановне и сказала, что в сложившейся ситуации буду забирать документы из школы. Ида Ивановна успокоила: «Подожди, не плачь, сейчас поговорим с Ириной Алексеевной, и я тебе перезвоню». На следующий день Ида Ивановна сказала, что мне сделают скользящий график и я смогу сдавать предметы экстерном. В колледже учёба проходила с раннего утра до позднего вечера, пары совпадали со школьными занятиями, и их нельзя было пропускать, контроль за успеваемостью был строгий. Спасибо школьным учителям, которые поддерживали меня и разрешали сдавать учебный материал по отдельному графику. Благодаря Иде Ивановне и Ирине Алексеевне я смогла окончить школу и достойно сдать экзамены – поступить в Российскую академию музыки имени Гнесиных. После окончания школы я продолжила учиться в колледже и поступила в Байкальский государственный университет на специальность «Экономика в строительстве недвижимости». Начался новый этап моей жизни.
– Какую роль в Вашей жизни сыграл заслуженный работник культуры РФ Николай Михайлович Мочалов?
– В музыкальном колледже я училась у Николая Михайловича – играла на втором баяне в его оркестре русских народных инструментов. Николай Михайлович всегда был строг. Если кто-то опаздывал или тем более пропускал занятия, он говорил: «Вы пришли сюда за знаниями, поэтому такое отношение к учёбе совершенно недопустимо».
Оркестр у нас был по понедельникам и четвергам в восемь утра. Мы приходили гораздо раньше, чтобы повторить партию и быть готовыми к работе. Конечно, мальчишки часто задерживались, и, когда Николай Михайлович их ругал, содрогался весь оркестр, каждый думал: «Боже, да я никогда в жизни не опоздаю!» На репетицию я опоздала однажды, когда была на четвёртом курсе. Из-за непогоды задержалась буквально на пять-семь минут, а Николай Михайлович уже позвонил маме.
Он, бесспорно, мастер своего дела, требовательный в первую очередь к себе. Ни один его выпускник не позволит себе вольности в другом коллективе. У меня есть друзья, которые также закончили Гнесинку, а начинали свой путь в колледже имени Ф. Шопена. Сейчас они работают в лучших народных оркестрах России. Они подтверждают, что дисциплину и базовые знания им дал именно Николай Михайлович. Мне кажется, что я, как баянистка, не в полной мере оправдала его ожидания, потому что совмещать занятия в двух учебных заведениях было трудно. К тому же у меня был непростой подростково-юношеский возраст, когда тяжело договариваться с собой, но я справилась. В выходной могла по шесть часов проводить за инструментом, чтобы достигнуть порога качества. На государственном экзамене я исполнила сложную программу и получила пятёрку.
– Российская академия музыки им. Гнесиных стала Вашим следующим жизненным этапом.
– Поступать в академию было волнительно. Тогда я поняла: если не пройду сейчас, то больше не вернусь к этой теме. Я выбрала музыкальную журналистику и год готовилась к поступлению.
Писать сочинения мне нравилось ещё со школы, где учитель русского Ирина Алексеевна Луканина поощряла, когда мы в работах раскрывали свою точку зрения. Одно из испытаний я сдала ниже, чем нужно, и не прошла, а вот на продюсерство попала на бюджет.
Когда отдавала документы в приёмную комиссию, выбрала ещё «Дирижирование оркестром народных инструментов». До этого дирижированием я занималась в иркутском колледже у Лидии Алексеевны Бут и Музы Кузьминичны Ермолович. Училась как все.
– Расскажите о Ваших педагогах в РАМ им. Гнесиных.
– На тот момент заведующим кафедрой дирижирования был Борис
Сергеевич Ворон, заслуженный артист России, в чьём оркестре я играла на гуслях. Он был моим преподавателем по дирижированию: поставил мне руки и научил работать с партитурой. На уроке по дирижированию, кроме преподавателя, присутствуют два концертмейстера: на двух роялях они играют оркестровую партитуру в четыре руки и следят за твоей игрой: «Ты пропустил показ, не знаешь материал, не доучил. Ты сейчас какую музыку дирижируешь?» Мои концертмейстеры у Бориса Сергеевича – Людмила Германовна Миронова и Татьяна Ивановна Волкова. Они прекрасные люди, с которыми мы до сих пор общаемся. После я училась в магистратуре у профессора Владимира Михайловича Шкуровского. Слышать оркестр, видеть его, добиваться нужного звучания – этому научил меня он.
– Лилия, кажется, дирижёр – это «мужская» профессия. Согласны?
– Ты должна быть авторитетом как у женщин, так и у мужчин, ведь в оркестре сидят люди разного возраста, пола и ценностей. Мой метод: «Не доказывать, а вдохновлять». Люди не должны чувствовать себя угнетёнными или уставшими. Все мы живые и работаем с такой тонкой материей, как музыка. Я стараюсь подбирать правильные образы, чтобы каждый меня понял. Хотя порой это очень трудно. Конечно, стоять на ногах по три часа – это непросто. И неважно, мужчина или женщина стоит перед оркестром, неуверенность и незнание материала людьми считывается моментально. Выходить к оркестру нужно подготовленным.
– Вы строгий педагог?
– Я работаю дирижёром в детской музыкальной школе им. Скрябина, где у меня тридцать три ребёнка, и вторым дирижёром в училище им. Гнесиных – шестьдесят человек в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. И с теми и с другими я строга и требовательна.
Также говорю: «Вы тут не играете. Где вы сейчас?», «Можно не смотреть в телефон во время репетиции?» – это нормальная реакция человека, который желает добиться идеального звучания.
– Ваш любимый композитор?
– Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Если вы заметили, я привезла инструментовку именно его сочинения – лирический вальс из балета «Светлый ручей». Это человек, внутри которого был огромный Космос, и он сумел изложить его на бумаге. У Шостаковича сложный язык, никогда не угадаешь, к какому результату он тебя приведёт. Я полюбила его музыку ещё в колледже на уроках музлитературы, но прочувствовать его, понять, какой он сатирик, удалось только три года назад.
– Что Вас вдохновляет?
– Иногда коллективы «поднимают до небес», но забывают «ловить». Работа дирижёра, как и любая другая, приносит и радости, и разочарования. Когда в момент выступления музыканты горят одним, отдавая частицу себя, – это бесконечно вдохновляет. После ярких выступлений трудно уснуть, кажется, что именно это и было по-настоящему. Я не зря выбрала эту профессию, потому что она меня заряжает. А ещё – общение с родными и близкими друзьями.
– Ваше напутствие начинающим музыкантам.
– Моё пожелание всем, не только музыкантам: делайте то, что хотите. Если вы уверены, что нашли свою профессию, то не жалейте сил, двигайтесь вперёд. Будьте в гармонии с собой и с Богом. Всегда спрашивайте себя: «А я на том пути нахожусь? Что сейчас делаю?
Для чего?» Мне хочется ещё раз поблагодарить своих педагогов, замечательных профессионалов, которые поделились со мной своим талантом. Благодаря их поддержке я выросла!1
1Фото из архива автора
Фото: Whispering Love (Rutube)