• Трудности в общении. Что делать? Играть!

    06 Апр 2023
     
    11:09
     

    Текст: Ольга Васильевна Ключникова,
    педагог-психолог МБДОУ
    г. Иркутска детский сад № 173

    О проблеме

    В последнее время родители и педагоги всё чаще обращаются к специалистам за помощью с задержкой речевого развития и проблемами коммуникации у детей. Обе эти проблемы взаимосвязаны и имеют объективные причины. Заботиться о своевременном развитии речи у ребёнка, его умении общаться и заводить друзей важно с раннего возраста. Предупредить проблему всегда легче, чем исправить.

    В наши дни дети стали меньше общаться. Личный контакт заменяется играми в гаджетах и мультиками, но их герои не дают образец того, как должен работать артикуляционный аппарат. Ребёнок должен получать настоящий опыт речевого общения, в процессе которого он знакомится с чёткой дикцией, эмоционально окрашенной интонацией, правильно артикуляцией, ритмом, темпом.

    Говорим вместе

    В 2022 году вышла книга логопеда-нейрореабилитолога Виктории Буниной «Я говорю! Игры для запуска речи». Написанная просто и информативно, она является отличным руководством к действию для каждого родителя, который сталкивается с подобными проблемами. Как попугай механически имитирует человеческую речь, так и нам с ребёнком надо начать с повторения звучащей речи перед тем, как перейти к осмысленному употреблению слов и фраз. Такой палочкой-выручалочкой могут стать некоторые игры, ведь все дети любят играть. Важно знать и понимать, какую пользу принесёт та или иная игра. Конечно, домашние игры-пятиминутки не заменят работу со специалистом (сурдологом, неврологом, логопедом), но помогут в решении некоторых детских проблем и в гармонизации детско-родительских отношений.

    Важно играть ежедневно, поэтапно переходить от простого к сложному. Не усложняйте игру, пока ребёнок не сможет выполнить задание уверенно. Чтобы не вызвать у него речевой негативизм, ни в коем случае не говорите: «Скажи! Повтори!». Дети – эмоциональны. Они реагируют на наше настроение, мимику, жесты. Помните, что первые слова и звукоподражания возникают на эмоциональном подъёме. Поэтому постарайтесь быть с детьми не учителем, а таким же искренними детьми, готовыми квакать и хрюкать. Так будет больше шансов, что у них появятся новые звуки и слова. Если у детей есть трудности с выражением эмоций и играми, то это тревожный признак.

    Попробуйте взаимодействовать с ними с помощью движений, жестов, звукоподражаний, междометий, эмоциональных реакций.

    Какие игры подходят

    Начать важно с игр на развитие эмоций, ведь если не развит эмоциональный интеллект, то и речь, и коммуникация страдают. С помощью таких игр формируется умение распознавать эмоции, желания и намерения окружающих, учимся управлять своими и чужими эмоциями. Также этот тип игр направлен на понимание речи и развитие способности имитировать действия и звуки. Например, это может быть сюжетно-ролевая игра, где малыш берёт на себя роль цыплёнка, а мама – курочки. Игры по принципу пряток – тоже отличный вариант на развитие эмоций у ребёнка. Например, можно прятать и высовывать голову или игрушку, произнося «Ку-ку!», «Ой-ой-ой!».

    Всем очень нравится народная игра «Дарики-комарики», в которой пальцы складываются щепотью (изображая комара) и, описывая круги со звуком «В-з-з-з-з-з!», садятся на ребёнка. Игры с любимыми игрушками-животными подходят для более старших детей и разыгрываются по типу театральных этюдов. Например, вы спрашиваете ребёнка, как по-разному мяукают добрые и злые кошки, маленькие и большие; как они аккуратно или торопясь лакают молоко; как фыркают, чтобы другой кот не отобрал еду.

    Ребёнок должен как можно чаще произносить одно и то же слово (в этом примере слово «кошка») в составе разных фраз. Любого ребёнка развеселит игра «Аквапарк», в которой нужно прокатывать игрушки через трубку от бумажных полотенец и скатывать их в таз. Чем эмоциональнее будет игра, тем лучше.

    Для более старших детей игры-подражания тоже актуальны, так как раскрепощают, развивают эмоциональный интеллект, убирая застенчивость и стеснительность. Начать можно с тренировки уверенных жестов «Пока-пока», «Привет!», «Аплодисменты» (ладушки). Интересно, что важным показателем благополучного развития ребёнка является указательный жест на первом году жизни (он показывает, что хочет) – это как социальное взаимодействие, как способ коммуникации с окружающим миром (Л. С. Выготский). А что, если мама не отвечала на жест? В таком случае придётся понаблюдать за собой и постараться открыться ребёнку в детских играх, на семейных праздниках, больше проводить времени вместе в походах и посиделках у костра. Ещё можно попробовать занятия танцами или в театральной студии, но обязательно предупредите преподавателя о проблеме. Общайтесь! Цените радость живого общения и будьте счастливы со своими детьми!

    Мы в социальных сетях: