Текст: Наталья Леонидовна Комарова, учитель-логопед МБОУ г. Иркутска СОШ № 32
В наши дни онлайн-сервисы являются удобным инструментом, который может использоваться как на занятиях в школе, так и для самостоятельной работы дома. С их помощью учитель-логопед может решать различные профессиональные задачи. Так, сервисы позволяют мотивировать учащихся к логопедическим занятиям, отрабатывать сложные темы на различном речевом материале, развивать психологические предпосылки к формированию письменной речи (восприятие, мышление, внимание, память, ориентацию в пространстве). Использование онлайн-сервисов позволяет учащимся не только преодолевать речевые нарушения, но и овладевать информационно-коммуникативными умениями (навыками получать информацию в разных видах, ориентироваться в ней, работать с информацией разными способами, обмениваться ей с помощью технических средств и др.).
В моей подборке – сервисы, которые не требуют от учащихся длительной регистрации или подтверждения аккаунта родителями. Кроме того, для детей с речевыми нарушениями такие онлайн-приложения должны обладать следующими характеристиками: доступность на компьютере и смартфоне, простота в использовании, наличие меню на русском языке, возможность самостоятельно составлять задания и упражнения или использовать готовые задания, наличие шаблонов конструирования. Однако для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими свои психофизиологические особенности, требуется иная подборка онлайн-сервисов для самостоятельной работы.
Приложение для создания тестовых заданий
LearningApps.org – сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а именно для создания разнообразных тестовых заданий. Он является научно-исследовательским проектом Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом города Майнц и университетом города Циттау / Герлиц.
Ресурс содержит готовые задания и упражнения, а также позволяет создавать собственные приложения по готовым шаблонам. Стоит отметить, что создавать задания могут только зарегистрированные пользователи, а их выполнение доступно любому, даже незарегистрированному пользователю. Созданные приложения можно опубликовать, сделав их общедоступными или личными.
Перед началом работы в сервисе учитель-логопед регистрирует группы учащихся. Если вы зашли в систему как учитель, то у вас появится вкладка «Мои классы». В этом разделе можно создать аккаунт для учеников. Каждому из учащихся автоматически будут присвоены персональный логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять упражнения. В сервисе вы можете контролировать учеников, писать им комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося. Также в LearningApps.org предусмотрено подключение учащихся к разработке заданий-приложений, можно использовать аудио-, фото- и видеоконтент, картинки, оценивать работы и проводить рефлексию.
Примеры логопедических упражнений, включающих тестовые задания
1. Викторина на нахождение корня в однокоренных словах.
2. Тест на нахождение безударных гласных в корне в формате игры «Кто хочет стать миллионером?»
3. Упражнение, в котором необходимо вычленить слова из набора букв.
4. Кроссворд.
5. Игра «Парочки»: подобрать картинки к соответствующей фразе.
6. Задание на распределение картинок по группам.
7. Упражнение «Найди пару»: соединить части пословиц, чётко произнося звук [ш].
9. Задание, в котором необходимо расставить по порядку картинки и рассказать сказку.
11. Задание на угадывание слов.
Приложение для создания образовательных квестов
Joyteka – платформа, созданная педагогом из Екатеринбурга Максимом Новиковым и его единомышленниками. Платформа включает 5 онлайн-сервисов: квест, викторина, термины, интерактивное видео, конструктор тестов.
Наиболее интересен для работы с детьми с речевыми нарушениями сервис онлайн-квестов. Педагог загружает в систему задания по определённой теме, а ученикам предстоит «выбраться из комнаты», решив все задачи.
Конструктор онлайн-квестов содержит задания трёх типов: открытый вопрос, множественный выбор, одиночный выбор. При составлении вопросов можно добавлять аудиофайлы и изображения, но видеоматериалы, к сожалению, добавлять нельзя.
Кроме того, квест-комнаты отличаются друг от друга не только количеством заданий, но и сложностью поиска предметов. Каждая комната отмечена маркером зелёного, синего или жёлтого цвета, соответствующего уровню сложности. Задача учащихся не только выполнить все задания, но и, применяя логику, найти выход из комнаты.
Примеры онлайн-квестов для логопедических занятий
1. Тренажёр на различение звуков [б] и [п].
2. Тренажёр на закрепление предлогов.
Приложение для создания мультимедийных книг
WriteReader – конструктор для создания и обмена книгами, разработанный командой из Дании. Сейчас в настройках приложения нет русского языка, но с помощью переводчика все вкладки открываются.
Например, с помощью данного ресурса учитель и ученик могут создать совместную книгу в рамках проектной деятельности. Платформа позволяет не только записать текст, но и добавить к нему иллюстрации, запись голоса, а ещё – отредактировать, поделиться с друзьями, вывести на печать. Шаблон книги прост в использовании, поэтому с ним могут работать школьники начиная с первого класса.
Для работы учитель-логопед может сделать учётные записи для учеников. Создав класс, вы получите код класса, по которому учащиеся смогут зайти в приложение, создать свои книги и обменяться ими с друзьями. Функция «Читальный зал» – ещё одно преимущество WriteReader. Она позволяет устраивать тематические выставки работ учеников.
Примеры книг
1.Книга «Кошка Матильда», созданная и озвученная учащимися 2 класса.
2. Книги «Новый год» и «Космос», написанные учащимися логопедических групп.
3. Книжные выставки в читальном зале «Мое домашнее животное» и «Любимый питомец».
Использование цифровых образовательных сервисов позволяет учителю-логопеду решить ряд важнейших педагогических задач: создать условия для преодоления учеником речевых нарушений, развить у него коммуникативные навыки и умения использовать цифровые образовательные ресурсы, а главное – готовность жить в огромном информационном мире.