• «Как решиться сделать шаг»: готовимся участвовать в конкурсах профессионального мастерства

    12 Янв 2023
     
    13:45
     

    В самом начале моей карьеры педагога – почти десять лет назад – мне встретилась цитата, которая и определила вектор моего профессионального развития в дополнительном образовании: «Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!» (Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»). В наши дни деятельность педагога не ограничивается только обучением школьников. Ты должен уделять внимание личным достижениям и достижениям учащихся, организовывать образовательную и воспитательную деятельность, а ещё выстраивать отношения с воспитанниками, их родителями и законными представителями. Непросто найти баланс между всеми этими видами деятельности, успеть поделиться опытом с коллегами и подготовиться к презентации своих наработок на конкурсе профессионального мастерства, но возможно.

    При подготовке статьи я поговорил с коллегами из разных городов Иркутской области, а также получил несколько комментариев от педагогов, ведущих свою профессиональную деятельность в Красноярске, Новосибирске, Москве и в Крыму. Всем им был задан вопрос: «Почему вы избегаете участия в конкурсах профессионального мастерства?». Ответ меня поразил и немного расстроил – большинство ответили, что участвовать им не хочется, так как это отнимет много сил и времени. При этом речь идёт не о педагогах-стажистах, а о моих ровесниках – людях, которые находятся в профессии от пяти до десяти лет. Такие мнения мне показались необычными и даже немного странными. Ведь сегодня профессия педагога является признаком устойчивости индивидуума, выбравшего её, к постоянным нагрузкам на нервную систему. И действительно, список задач, стоящих перед педагогом дополнительного образования, давно исчисляется двузначными числами, а количество компетенций, необходимых современному ПДО, перевалило за два десятка. При этом многие задачи выполняются одновременно с другими, а компетенции должны применяться почти рефлекторно.

    В этом кроется главная причина предрасположенности каждого, кто выбрал для реализации педагогику, к участию в конкурсах. Ведь этапами различных конкурсов – от WorldSkills до «Сердце отдаю детям» – являются основные рабочие функции педагога, и нужно показать коммуникативные, организационные, воспитательные компетенции. Возможно, для некоторых коллег это будет неожиданностью, но на конкурсном этапе нужно продемонстрировать ваше умение вести занятие, а для организации учебного проекта нужно применить метод работы с проектами. «Получается, все мы уже готовы к участию в конкурсах?» – спросят коллеги. Ответ будет однозначным – да, поскольку набор методических разработок, проведённые занятия, участие в проектных делах и инновационной деятельности образовательного учреждения являются отличным плацдармом для старта в любом конкурсе любого уровня – от местного до федерального.

    Советы на будущее

    Я хотел бы поделиться с коллегами личным опытом подготовки к конкурсам, а именно списком дел, которые помогают мне скоординировать свои действия, сэкономить силы, а также облегчить методистам-наставникам задачу отслеживать динамику моей работы.

    ❶ Ведите дневник деятельности. Часто коллеги говорят, что ведут журнал учёта работы объединения, и этого достаточно, поскольку там отражается исключительно фактическая информация. Но в дневнике вы можете отметить то, что важно именно для вас. Кроме того, это неплохой способ рефлексировать, смотреть со стороны на то, что вы делаете.

    Соревнования по закреплению повышающих ременных и зубчатоколесных передач. В. Пахомова, 2020–2022

    ❷ Приглашайте на свои занятия методическую службу и администрацию. Часто, коллеги, мы забываем, что наше руководство – это не противники, а просто работодатели. Если провести аналогию, то в рамках рабочего процесса директор и его заместители – это как будто наши родители и старшие братья, и сёстры. Даже если вы получите от них замечание, то знайте, что оно сделано исключительно из лучших побуждений. Поверьте, критика помогает нам совершенствовать своё мастерство.

    ❸ Разрешайте родителям учеников посещать ваши занятия. Полученная обратная связь зарядит вас положительными эмоциями и вдохновит на созидательный труд. Кстати, делать это необходимо не по запросу родителей или законных представителей, а вне очереди и массово. Таким образом вы покажете себя как открытый педагог, готовый к совместной с родителями или законными представителями воспитательной и образовательной деятельности.

    ❹ Фотографируйте и фотографируйтесь. Развитие технологий позволяет нам запечатлевать моменты, которые потом хочется прочувствовать опять. Можно попробовать вести свой блог или страницу в социальной сети. Если внимательно перечитать все пункты, станет ясно, что они все так или иначе позволяют взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. Более того, это не просто советы – это индикаторы, которые позволят вам определить, готовы ли вы к участию в конкурсах профессионального
    мастерства. Если вам нравится, как вы выглядите со стороны, что говорят о вас руководство и родители, значит, секрет победы в конкурсе для вас уже вовсе не секрет. Если вам приходится преодолевать себя, чтобы сделать фото или поговорить с директором вашего учреждения, значит, вам есть над чем работать. Отбросьте сомнения, открывайте АИС и подавайте заявку на ближайший конкурс профессионального мастерства. Помните: «Счастье есть ощущение того, что силы прибавляются и сопротивление преодолевается» (Ф. Ницше).

    Мы в социальных сетях: