• О ключевой роли классного руководителя в воспитании подрастающего поколения

    04 Июл 2022
     
    9:41
     

    Текст: Марина Геннадьевна Булгакова,
    руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО, кандидат исторических наук

    Что такое воспитание? Воспитание – это «процесс, направленный на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающихся». Вопрос о воспитании поднимался на протяжении всей сознательной истории человечества. И хотя XXI век предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения, сохранились традиционные нравственные ценности, формируемые у детей, – милосердие, честность, искренность, уважение, семья…

    Сегодня в нашей стране воспитание подрастающего поколения объявлено общенациональным стратегическим приоритетом, требующим консолидации усилий школы, гражданского общества, государственных структур. Именно поэтому одной из двух ключевых задач национального проекта «Образование» является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие воспитания в системе образования предполагает прежде всего «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов». Стратегией также определены основные направления воспитания – патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, экологическое и другие. При этом не стоит забывать, что ответственность за воспитание возлагается не только на школу, воспитание – это процесс взаимодействия всех социальных институтов воспитания, общественный договор между семьёй, обществом и государством, что позволяет обеспечить большую активность, вовлечённость в процессы воспитания родителей, представителей различных ведомств − учреждений культуры, спорта, молодёжной политики, социальной защиты, СМИ, общественных организаций, традиционных религиозных конфессий.

    Основные воспитательные треки – формирование ценностных отношений, создание комфортной и безопасной среды и защита детей от факторов, негативно влияющих на их развитие, выстраивание системы организации воспитательной работы. Они определяются воспитательным идеалом, ожидаемым обществом и государством от подрастающего поколения.
    Государственные ориентиры также позволяют выделить реперные точки преобразования современной системы воспитания:
    ■ обновление содержания воспитания, в том числе через проектирование и реализацию рабочих программ воспитания;
    ■ внедрение новых форматов воспитания − событийный, деятельностный характер воспитательных мероприятий;
    ■ цифровизация воспитательного процесса;
    ■ совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, осуществляющих деятельность в системе воспитания.
    Повышение эффективности воспитательной работы, трансформация современной системы воспитания, ответ на вызовы государства и общества к качеству воспитания невозможны без педагога, способного решать задачи государственной образовательной политики. Несмотря на то что все педагоги осуществляют воспитательную деятельность, ключевая роль отводится классному руководителю.

    Какой он, классный руководитель?

    Классный руководитель – это носитель культуры, организатор, вдохновитель и участник коллективной творческой деятельности детей, помощник и наставник, опекун и друг своих воспитанников. Именно он создаёт комфортную, безопасную среду и условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у школьников в классном коллективе. Его профессиональная компетентность и активная жизненная позиция являются образующими элементами воспитательной системы образовательного учреждения, развитие которой должно привести к изменениям всего воспитательного пространства образовательной организации, муниципалитета, региона и страны в целом.

    Мы в социальных сетях: