• Творческая мастерская «Читаем с Сибирячком»

    19 Янв 2022
     
    16:48
     

    Текст: Татьяна Николаевна Тихонова,
    главный редактор ОГБУК редакция журнала «Сибирячок»

    В архиве редакции – 2 альманаха, 176 номеров журнала, более десятка интереснейших книг, наборы плакатов и вкладок разной тематики, два выпуска энциклопедии «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу», множество брошюр и сборников. Всё это можно считать не только литературным достоянием края, но и немалым методическим образовательным ресурсом. Педагоги, библиотекари региона давно оценили практическую ценность литературно-художественного издания и активно используют его как в образовательных, так и в воспитательных целях. Журнал на протяжении тридцати лет сохраняет традиции качественного детского чтения, нравственного воспитания подрастающей личности, её приобщения к общечеловеческим духовным ценностям, богатому наследию литературы, искусства, культуры России, народов Сибири и Дальнего Востока, их истории, этнографии. В журнале печатаются произведения писателей-классиков, сибирских авторов, современных писателей. Редакция представляет юным читателям материал по сибирской детской литературе, краеведению, культуре, байкаловедению, экологии. Призванный развивать интерес к чтению, создавать мотивацию для поиска новой информации, формировать эстетический вкус, способствовать развитию творческих способностей детей, журнал дополняет региональный компонент школьных программ качественным литературно-художественным контентом. Именно об этом говорили на творческой мастерской «Читаем с Сибирячком» педагоги области. Мастерам было чем поделиться с коллегами.

    Творческая мастерская проходила в онлайн-режиме.
    Мероприятие проводилось в рамках юбилея журнала.

    Автор программы «Школа Сибирячка», учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 64 Татьяна Александровна Бизикова, много лет использует материалы журнала как информационный ресурс. По мнению автора, программа способствует формированию умения извлекать из письменных текстов и иллюстраций информацию, соответствующую разным социокультурным запросам (для повышения уровня читательской компетентности), и успешно использовать ее для поддержания и целенаправленного изменения жизненной среды (для повышения уровня культурной компетентности).

    – Ежегодно, с первого класса, в школе реализуется проект «Говорит Сибирячок». Дети в группах по 5–6 человек решают, с каким материалом из журнала пойдут в один из классов школы, какие произведения будут представлять. Очень интересен новый проект, который называется «Музыкальный Сибирячок». Творческая практика «Кедровая шишка» включает групповую работу с отдельным номером журнала, создание вопроса-загадки и его шифровку в строке. Татьяна Александровна также поделилась опытом проведения викторины «По Сибири с Сибирячком» и создания электронных гугл-тестов по материалам журнала.

    Ирина Петровна Стемплевская, учитель начальных классов МБОУ «Вершининская начальная школа-детский сад», считает, что «Сибирячок» помогает разнообразить виды работы на уроке и во внеурочной деятельности, повысить познавательную активность обучающихся. В процессе выполнения заданий у детей формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
    – В журнале большой объём материала, который можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира и даже физической культуры, а также во внеклассных мероприятиях. Всегда интересны игры «Найди отличия», «Сравни на глазок», которые применяем на уроках математики в первом классе, кроссворды, сканворды, загадки, рассказы и сказки… Серия карт «Сибирячка» помогает провести детские праздники, например, «День рождения Самовара», организовать игру «Умники и умницы», составить «Сказочный лабиринт». Ольга Леонидовна Шантуева, заведующая библиотекой МБОУ Иркутска СОШ № 3, поделилась своим опытом проведения занятий на основе журнала «Сибирячок».
    – Традиционно в первом классе мы знакомимся с литературными героями издания, отгадываем загадки, обращаемся к раскраскам, учимся лепить героев. А уже во втором классе проводим викторину «Друзья Сибирячка», отгадываем имена героев, изображённых на карточке, описываем их характер, рисуем.

    Получается интересно и познавательно! Маргарита Николаевна Берестенникова, методист Центра развития образования города Саянска, и Мария Ивановна Ефимова, воспитатель детского сада № 10, рассказали о том, как дети участвуют в конкурсах журнала, какую роль это играет в развитии творческого самопознания, самовыражения. И поделились радостью – проект «Школа Сибирячка» стал призёром областного конкурса среди школьных библиотек .
    В образовательных организациях области много интересных примеров творческого осмысления и практического использования материалов детского литературно-художественного журнала. Творческая мастерская «Читаем с Сибирячком» подтвердила это и как одна из активных форм социокультурного взаимодействия редакции журнала с педагогическим сообществом стала важным компонентом большого цикла юбилейных мероприятий, направленных на позиционирование качественного детского чтения.1



    ¹ Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: