• Речевые игры в режимных моментах как стимул для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

    15 Мар 2021
     
    9:54
     

    Текст: Татьяна Григорьевна Горщарук,
    воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад № 10 “Тополёк”»

    «Игрушка-почтальон имеет при себе сумку, где находятся часы. На них картинками обозначены все режимные моменты…»

    Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из главных направлений развития ребёнка является коммуникативная направленность.
    Эффективным приёмом активизации речи дошкольников служат речевые игры. Их можно применять в любые режимные моменты, в естественных условиях, когда ребёнок занят повседневными делами. Так речевой материал запоминается легче и быстрее.

    «Волшебные» слова

    В своей профессиональной деятельности активно использую речевые игры с детьми в режимных моментах. Например, утренний приём детей организую на основе игровой мотивации, когда каждое утро к детям вместе с воспитателем выходит Почтальон (игрушка по выбору детей). Игрушка-почтальон имеет при себе сумку, где находятся часы. На них картинками обозначены все режимные моменты (время сна, завтрака, игр, прогулки, гимнастики и т. д), для того чтобы малыши быстрее поняли, какие интересные дела им предстоит сделать до прихода родителей, и перестали тревожиться.
    При смене деятельности я каждый раз проговариваю «волшебные» слова: «Стрелку я сейчас кручу, что нам делать расскажу». Дети быстро запоминают «волшебные» слова, затем по очереди вращают стрелку, произносят их и говорят, что дальше они будут делать.
    Перед завтраком, когда часы указывают, что пора идти умываться, Почтальон напоминает детям правила умывания: «Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук над раковиной».
    В процессе умывания дети проговаривают небольшую потешку:
    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся
    И всем улыбаемся.
    Когда часы указывают, что пора играть, Почтальон находит в своей сумке, например, игрушку петушка и книжку.

    «Ребята, посмотрите, что я нашёл в своей сумке! Что это такое, кто мне скажет? Правильно, это петушок. Давайте вместе с петушком споём его песенку… Сейчас я расскажу вам, кто такой петушок». После рассказа почтальона дети могут поиграть с ним, покормить его.
    Перед дневным сном, когда часы указывают, что пора ложиться спать, Почтальон предлагает почитать книжку:

    Ходит дрёма у кроваток, баюшки-баю.
    Чьи тут глазки спать хотели? Знаю, знаю.
    Ты не три их кулачками, закрывай
    И быстрее засыпай, засыпай.
    Ножки и ушки,
    Носик мой спит и сопит,
    Спят мои брови, Лоб и макушка,
    И голова на мягкой подушке
    Тоже давно уже спит.
    В детском садике у нас
    Наступает «тихий час».
    Дети глазки закрывают
    И тихонько засыпают.
    Баю-баю-баиньки,
    В огороде заиньки.
    Зайки траву едят,
    Малым деткам спать велят.

    «Я это делаю так…»

    Особо стоит обратить внимание на уход ребёнка из детского сада. Он не должен забывать правила хорошего тона: ему нужно попрощаться с воспитателем и детьми группы.
    Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения. Я это делаю так: Почтальон-игрушка забегает к детям в группу и говорит: «У меня хорошая новость, у меня в сумке остались подарки-жетоны».

    Дети подходят и начинают спрашивать. Почтальон отдаёт подарок-жетон тому, за кем пришли родители. На жетоне в виде домика написано персональное задание для каждой семьи: что нужно принести или сделать для организации образовательной деятельности. Например, принести пёрышки и яичную скорлупу для проведения наблюдения.
    Важнейшим условием для совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И вот именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и застенчивые дети вступают в речевое общение и раскрываются.1


    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: