• Об автоматизированной информационной системе «ГПРО-контроль»

    02 Мар 2021
     
    14:03
     

    Текст: Александр Сергеевич Быков,
    руководитель центра цифровой трансформации образования
    ГАУ ДПО ИРО

    Важнейшей задачей при разработке и формировании программ сопровождения и повышения качества образования является обеспечение общего содержательного, смыслового пространства этих программ. С учётом возможностей современных информационных технологий максимально приемлемым подходом для решения данной задачи является разработка и внедрение автоматизированной информационной системы.
    В Иркутской области запущена в эксплуатацию специальная автоматизированная информационная система «ГПРО-Контроль», расположенная по адресу в сети «Интернет»: https://gpro. iro38.ru/web/ В составе данной информационной системы на сегодняшний момент в эксплуатацию включён главный функциональный модуль «Конструктор программ».

    Чтобы понять суть работы этого модуля, нужно вернуться к рассмотрению структуры программ поддержки и повышения качества образования. Программы носят иерархический характер и включают следующие уровни: раздел, целевое направление, задача, мероприятие.

    Конструирование программ в АИС производится, в соответствии с обозначенной иерархией, так же «сверху-вниз».

    У каждого оператора АИС имеется возможность изменять программу: включать, удалять, редактировать уже существующие элементы программы, в том числе разделы.

    Все элементы унифицированы по содержанию и содержат идентичный набор атрибутов: наименование, характеристика, тип результата, описание результата, дата начала и окончания реализации.

    Одним из достоинств АИС является так называемая «синхронизация программ», которая позволяет удерживать содержание программ в общей логике на межинституциональном уровне: между регионом, муниципалитетом, школой.

    При упрощении принципа этой функции выглядит она как копирование программы вышестоящей организации на нижестоящие. Регион, внеся в АИС региональную программу, имеет возможность сдублировать её на уровень муниципалитетов. Каждый муниципалитет адаптирует программу «под себя»: корректирует формулировки, сроки и результаты. То же самое имеет место быть и при синхронизации школьных и муниципальных программ. Таким образом, каждый разработчик программ имеет возможность наблюдать, насколько заложенные в неё смыслы оказались приемлемы на нижестоящем уровне.

    АИС обеспечивает целостность программ за счёт того, что нижестоящий по обозначенной иерархии элемент программы не может быть добавлен в отсутствие вышестоящего. Более того, элемент программы может быть удалён только в том случае, если будут удалены или перемещены в другое место программы все подчинённые ему элементы.

    Таким образом, данный модуль позволяет:
    ■ создавать и редактировать элементы программы: разделы, целевые направления, задачи, мероприятия;
    ■ формировать печатную версию программы и отслеживать прогресс исполнения;
    ■ прикреплять и удалять файлы ‒ результаты исполнения программы;
    ■ синхронизировать её с вышестоящей организацией;
    ■ следить за наследованием программы подчинёнными организациями.

    Хранение программ в едином информационном пространстве позволило провести два важных мероприятия: ведомственную диагностику исполнения программ и неформальную взаимоэкспертизу программ.
    В первом случае программы проверялись на факт достижения планируемых результатов. Как ранее было сказано, при создании элементов программ оператору необходимо указать тип результата и характеристику результата. Под ключевыми точками диагностической карты в региональную программу в АИС уже были включены отдельные элементы, которые были унаследованы на уровни муниципальных образований и образовательных организаций, что позволило по данным элементам, своего рода маркерам, ввести все программы в единое смысловое пространство. Это значительно упростило диагностику программ без привлечения к процедуре диагностики школьных или муниципальных координаторов – от них требовалось только прикрепить результаты. До этого момента обсуждался иной вариант.

    Взаимоэкспертиза школьных и муниципальных программ проходила на специально созданной странице платформы «Образование для жизни». Эта процедура была абсолютно открытой для участников программы. Условно: необходимо было изучить назначенную программу и дать своё видение на её структуру и содержание по пяти критериям:
    ❶ Программа носит системный характер, целостна, непротиворечива, логична.

    ❷ Поставленные цели и задачи носят конкретный, измеримый, значимый и достижимый характер.
    ❸ Содержание программы носит индивидуальный характер, опирается на проблемный анализ текущей ситуации.
    ❹ В программе имеются контрольные точки, позволяющие своевременно предпринимать корректирующие действия.

    Структура программы выдержана в соответствии с региональными рекомендациями.

    Стоит отметить, что модуль «Конструктор программ» дополняется ещё одним, который на данный момент проходит стадию a-тестирования «Проблемное обоснование программы».
    Прежде чем разрабатывать собственные программы сопровождения и повышения качества образования, каждая образовательная организация произвела SWOT-анализ текущего состояния и потенциала повышения качества образования, результатом которого становятся, как известно, четыре ключевых потенциала деятельности организации: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
    Данная функция обеспечивает предоставление аналитической информации о том, насколько при создании программы удерживается в фокусе обозначенное в SWOT-анализе текущее состояние проблемы. Каждый элемент программы должен быть направлен и находиться в контексте определённой макро- и микроситуации. Применимо к SWOT-анализу логика следующая: программа должна быть направлена на ликвидацию своих слабых сторон, нивелировать внешние угрозы за счёт своих сильных сторон и внешних возможностей. Таким образом, каждому элементу программы ставится в соответствие четыре списка, которые заполняются пунктами проведённого ранее SWOT-анализа. Это позволит уже на стадии конструирования программы увидеть её реальную практическую значимость, а в конце – провести аналитическую работу о качестве исполнения программы в контексте стратегического планирования.

    Мы в социальных сетях: