• Безопасное поведение детей на дороге

    13 Авг 2020
     
    13:43
     

    Текст: Светлана Геннадьевна Василькова,
    учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

    В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» в начальной школе должно уделяться особое внимание освещению правил безопасного поведения на улицах и дорогах с первых дней поступления ребёнка в образовательную организацию.

    «При наличии мини-автогородка отрабатывать необходимые навыки было
    бы намного проще».

    Однако проблема безопасности на улицах и дорогах младших школьников актуальна и сегодня. Какие проблемы мешают сделать так, чтобы среди пострадавших на дорогах не было детей. Как им помочь усвоить важные правила безопасного поведения?

    Проблема № 1. Не во всех общеобразовательных организациях должным образом обучают основам безопасности дорожного движения. Это факт. В ряде случаев ограничиваются изучением предметов «Окружающий мир» и «ОБЖ» или формальным инструктажем. Выбор тем для бесед порой имеет случайный характер и не несёт практической значимости. Отсутствует система профилактической работы.

    Проблема № 2. При составлении программ по формированию основ дорожной безопасности не учитываются психофизиологические особенности поведения детей. В некоторых пособиях прослеживается излишняя детализация, из-за чего они перегружены материалом. Такие знания быстро забываются и трудны для осмысления и запоминания. Порой используются устаревшие методические разработки, которые трактуют правила неверно и иногда содержат опасные поведенческие установки.

    Проблема № 3. Принято считать, что классно-урочная форма проведения занятия имеет свои преимущества. Работа сразу со всем классом, использование видеороликов, наглядных пособий, рабочих тетрадей, передача материала за более короткое время и с небольшими усилиями – всё это создаёт благоприятные условия для коллективной и индивидуальной работы. Но нельзя ограничиваться только такими способами передачи информации, как рассказ, объяснение, интерактивный опрос и т. д. Строгая организационная структура не подходит современному школьнику.

    Проблема № 4. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения необходимо осуществлять, применяя новые педагогические технологии, что часто не происходит.

    Проблема № 5. Согласитесь, что разработать технологическую карту на учебную тему гораздо проще, чем, например, разработать сценарий занятия по формированию безопасного поведения. На такую работу потребуется не один день, если захочется провести это занятие интересно, увлекательно и результативно.

    Часто школьникам не хватает практических занятий из-за отсутствия на территории образовательной организации дорожной разметки, оборудования, настольных игр, моделей транспортных средств, схем улиц и дорог. При наличии мини-«Автогородка» отрабатывать необходимые навыки было бы намного проще.

    Ученик закрепляет навык, упражняясь в мини-автогородке

    Проблема № 6. Не всегда младший школьник может применить полученные знания на практике. Не раз наблюдаем, как после занятия, направленного на запоминание правил дорожного движения, ученик неправильно переходит дорогу около школы. Одна из причин – это телефон в руках, а всё, что вокруг, в данный момент кажется ученику не таким уж и интересным. После учебных занятий внимание ребёнка приковывает гаджет, из-за чего школьник становится рассеянным, тем самым подвергая себя опасности.

    Проблема № 7. Родители считают, что ребёнок в 7–8 лет может самостоятельно переходить дорогу. Фактор риска возрастает, так как школьник не может в этом возрасте смотреть в нужные стороны и в то же время переходить дорогу, в отличие от взрослых, которые умеют это делать одновременно и ведут наблюдения издалека, заранее оценивая ситуацию.

    Список проблем можно продолжить, но всё же нужно найти решение.

    Решение проблем

    В 1 классе лучше всего использовать игровые технологии. Это могут быть познавательные, сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, направленные на формирование соответствующих умений. В этом возрасте моделирование дорожных ситуаций приносит весьма эффективный результат. Такая работа позволяет рассматривать проблемные вопросы, заставляет учащихся принимать решения, логически мыслить, анализировать, сравнивать. Как показывает опыт, дети 7–9 лет охотно принимают участие в групповой работе, а результат представляют с большим интересом.

    В 3 и 4 классах предпочтительно проводить интегрированные занятия. Например, на уроке математики можно рассчитать остановочный путь, время срабатывания тормоза, скорость движения пешехода или автомобиля. На уроке русского языка уделить внимание фонетическому разбору соответствующих терминов, подобрать однокоренные слова, вставить пропущенные буквы, составить предложения с призывом или фразы, содержащие предостережения. На уроке литературного чтения знакомиться со стихотворениями, составлять памятки и планы, отгадывать загадки. На уроке изобразительного искусства нарисовать плакат на тему «Безопасные игры», дорожные знаки, листовки. Изучая окружающий мир, разнообразить путь от дома до школы схемами. А урок технологии воспринимается мной как клад для проектной деятельности, связанной с изучением правил безопасного поведения (можно запустить проекты «Мой город Иркутск», «На улицах нашего города», «По дороге домой», для которых можно подготовить панно, дорожные знаки своими руками и проч.).

    Опрос – важный элемент на любом уроке, направленный на освещение фактов, актуализацию знаний и распространение личного опыта учащихся. Затрагиваемые понятия и явления должны быть взаимосвязаны между собой и характеризовать дорожную среду. Здесь учителю важно провести параллель между темами по всем предметам и объединить их в модуль. Прежде чем приступить к разработке данного блока заданий, следует определить дорожные ситуации, привлечь к взаимодействию службы и организации (ГИБДД, библиотеки, поликлиники и т. д.).

    Самому учителю нужно иметь более глубокие знания, чем те, которые преподносятся детям. Для этого педагогу следует повышать квалификацию, обмениваться опытом, слушать семинары и посещать конференции. Просветительская работа на классных часах необходима, формировать навыки безопасного поведения на дорогах следует в первую очередь, ведь сохранение жизни детей – главная задача взрослых.[1]


    [1] Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: