• Что нужно знать о кабинетах повышенной опасности в школе?

    13 Авг 2020
     
    13:29
     

    Текст: Елена Михайловна Попова,
    заместитель директора по ОБЖ и ДП, учитель ОБЖ МБОУ
    г. Иркутска СОШ № 32

    В школе есть кабинеты повышенной опасности, в которых проводятся уроки физики, химии, информатики, технологии (как для мальчиков, так и для девочек), спортивные залы. Какие требования необходимо соблюдать детям при занятиях в таких помещениях?

    Самое ценное, что у нас есть, – это наши дети. Непоседливые, изучающие всё вокруг, создающие свой мир. В школе ребёнок постигает новое, взрослеет, проходит несколько этапов своего развития. Почти каждый день по пять – шесть часов ученик находится в школе, занимается в кабинетах. Не каждый родитель знает, что помещения образовательной организации, в которых проводятся уроки физики, химии, информатики, технологии (как для мальчиков, так и для девочек), физической культуры, являются кабинетами повышенной опасности. При занятиях в таких кабинетах предъявляются особые (специфические) требования. Их соблюдение – это не просто желание педагога, а необходимость для сохранения здоровья, а то и жизни ребёнка. Общие запреты, действующие во всех кабинетах повышенной опасности, таковы:

    ❶ К занятию в кабинетах повышенной опасности допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

    ❷ В любой из этих кабинетов нельзя заходить в верхней одежде, трогать, брать или использовать приборы, оборудования, инструменты, предметы без разрешения учителя.

    ❸ Во время занятия нужно соблюдать дисциплину и не совершать действий, несущих потенциальную угрозу своему здоровью или здоровью окружающих. Родителям и классным руководителям необходимо знать некоторые особенности действий учителя, если ребёнок нарушает правила.

    ❶В случае нарушения учащимся правил техники безопасности педагог, во избежание повторения нарушений, проводит дополнительный инструктаж со школьниками. О событии сообщается классному руководителю учащегося или его родителям (законным представителям).

    ❷В случае серьёзного нарушения правил поведения или техники безопасности учитель может провести инструктаж для учащегося в присутствии родителей (законных представителей). О каждом таком нарушении сообщается администрации школы. Выясним, какие существуют правила поведения в разных кабинетах повышенной опасности.

    Безопасность на уроке физической культуры

    С предметом «Физическая культура» дети знакомятся с первого класса. До того, как ученик пойдёт на урок, каждый родитель должен убедиться в том, что у его ребёнка есть спортивная форма, соответствующая деятельности школьника на уроке, и безопасная обувь. Стоит обратить внимание на просьбу учителя о том, что учащемуся необходимо иметь с собой на уроке трико или шорты, кеды, чешки или кроссовки. Занятия в удобной одежде, не стесняющей движений, соответствующей сезону года и виду деятельности, принесут радость от урока, и школьник будет застрахован от различных неприятностей (опрелостей, мозолей, травм голеностопа и т. д.). Во время урока ученик должен снять с себя предметы, потенциально травмирующие его и окружающих (часы, браслеты, цепочки, серьги). Пришитые к футболке модные детали могут стать причиной царапин и ссадин.

    Также важно научить ребёнка слушать учителя и понимать, что в спортивном зале все игры и упражнения выполняются под руководством педагога. Забираться на гимнастическую стенку, прыгать на снаряды или пинать мяч нельзя без разрешения учителя, но не из-за вредности педагога, а для безопасности ученика. Падение детей с высоты, попадание мяча в голову учащемуся – вот последствия, казалось бы, невинных шалостей. Инструктаж – это не занудное повторение общеизвестных истин, а часть воспитательной деятельности, формирующей грамотное отношение к своему здоровью. Ребёнку необходимо объяснить, почему так важно внимательно слушать инструктаж. Многих обид, недоразумений и даже травм можно было бы избежать, если с первого класса добиться понимания особенностей занятий в спортивном зале.

    Есть ещё один аспект, о котором мы, взрослые, часто забываем, – это самочувствие школьника до урока. Бывает так, что некоторые родители считают, что плохое самочувствие, начинающаяся ангина – это не повод оставаться дома, на уроках можно поприсутствовать. В таком случае на урок физической культуры ребёнку ходить нельзя, даже противопоказано: при ангине любые нагрузки могут дать осложнения.

    Есть много случаев, когда учащийся, отнесённый к основной группе здоровья, имеет какие-либо особенности, которые скрываются родителями из соображения психологической безопасности (желание не травмировать ребёнка упоминанием, боязнь вызвать негативное отношение в детском коллективе, предубеждения и т. п.). Тогда риск получить травму от обычного упражнения для такого ученика увеличивается в десятки раз. Или противоположный случай: серьёзные занятия спортом, ежедневные большие физические нагрузки приводят к тому, что учащемуся неинтересно на уроке, он ищет способы приложения сил (залезть, добежать, прыгнуть). Он не только сам не рассчитывает силу, но и невольно подаёт пример другим. Поэтому обо всём вышеуказанном должен знать учитель физической культуры, чтобы школьнику на уроке было весело, интересно и безопасно.

    Безопасность на уроке технологии

    Следующее помещение, с которым знакомится ребёнок, – это кабинет технологии. Урок технологии (или, как мы иной раз называем, трудов) вызывает у взрослых много эмоций и воспоминаний. Время изменилось, и наши дети прекрасно строят города и пекут торты, используя приложения в своих гаджетах. Урок технологии – прекрасный шанс для школьника научиться делать что-то своими руками, пообщаться с одноклассниками. Чтобы и потом воспоминания вызывали только положительные эмоции, нужно знать и соблюдать правила безопасности. Одним из важных требований безопасности является ношение формы одежды на уроке. Головной убор, фартук или халат спасут не только повседневную форму от неприглядного вида после занятия, но и являются частью культуры безопасного поведения. Дома родителям следует объяснить ребёнку значение слов «категорически запрещается».

    Несоблюдение запретов имеет тяжёлые последствия. Например: «Категорически запрещается самовольно (без разрешения учителя) включать оборудование, брать и использовать инвентарь (инструменты)». Необходимо, чтоб ученик понимал, что инвентарь, инструменты необходимо использовать только по их прямому назначению. Многие виды работ изначально являются травмоопасными, ведь используется рубанок, сверлильный станок, нож или швейная машинка. Учитель уделяет много времени инструктажам и объяснению правил работы. Соблюдение этих правил и требований – залог удовольствия и хорошего результата работы.

    Безопасность на уроках химии и физики

    Ребёнок становится старше, и в его расписании появляются новые предметы, такие как «Химия» и «Физика». Изучение этих дисциплин подразумевает не только теорию, но и практику. Больше требований к учащемуся предъявляется во время выполнения практических и лабораторных работ.

    Перед началом такого занятия учитель обязательно проводит инструктаж по технике безопасности, объясняет особенности работы, последовательность действий. Несоблюдение требований может привести не только к порче одежды и имущества, но и к серьёзным ожогам и травмам.

    Безопасность на уроке информатики

    Особо выделяется отношение учащихся к кабинету информатики (компьютерному классу). Почти в каждом доме теперь есть компьютер. Дети с раннего детства знакомы с играми, в той или иной мере работают с программами. Поэтому пиетета, как у взрослого поколения, у них нет, кабинет информатики воспринимается как обычное помещение, где много компьютеров, поэтому культуру поведения дети «приносят с собой». Например, учащийся искренне не может понять, почему он не может там перекусить, почему категорически запрещено находиться в данном помещении в верхней одежде. Школьнику чуждо понятие статического электричества, он не понимает, что шутка по отношению к однокласснику (запустить вирус) может парализовать работу всей образовательной организации.

    Здесь речь идёт не только о требованиях соблюдения правил для обеспечения физической безопасности, но и для сохранения психического здоровья ребёнка (безопасное поведение в Интернете – отдельное направление работы современных специалистов сферы IT).

    Название «Кабинеты повышенной опасности» говорит само за себя. Чтобы не было слёз, обид и недопонимания, детям и родителям необходимо понять, что выполнение предъявляемых требований является обязательным для всех. Нам хочется научить детей умению понимать ситуацию, определять угрозу и не подвергать себя необоснованной опасности, хоть жизнь порой им диктует другое. Если мы – педагоги – поможем понять нашим детям значимость существующих правил, а кабинеты повышенной опасности, как полигоны, помогут им выработать правильный стереотип поведения в сложных условиях, тогда непоседливые школьники, изучающие всё вокруг, смогут создать свой мир.

    Мы в социальных сетях: