• Реализация мероприятий государственной программы «Развитие образования» в Иркутской области: задачи обновления содержания и повышения качества образования

    05 Ноя 2019
     
    11:41
     

    Текст: Наталья Владимировна Пономарёва,
    канд. филол. наук, заместитель директора
    ГАУ ДПО ИРО

    Первая из двух ключевых задач, обозначенных в национальном проекте «Образование», – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Современный подход к стратегии развития образовательных систем предполагает, что именно качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребёнка. Необходимо отметить, что качество образования – это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на эти результаты. Причём оно является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Эта динамика напрямую, как мы понимаем, связана с жизнью и развитием общества и государства. Очевидно, что проблему повышения качества образования необходимо рассматривать как многогранную проблему: это и кадровое обеспечение образования; и содержание, программно-методическое обеспечение процесса обучения; и организация обучения; и система оценивания; и личностное развитие и т. п. Не обсуждая сейчас различные философские и методологические представления, отметим лишь, что эта многогранность определяет и подходы к самому понятию: так, например, исходя из знаниевой парадигмы, основным показателем качества можно считать уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность компетенций. Но если говорить о личностном развитии главного субъекта образования – ребёнка, то в основе показателя должны лежать такие установки, которые совершенно закономерно определены в качестве второй ключевой задачи национального проекта– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, к каким бы стратегическим целям и задачам, стоящим сегодня перед системой образования, мы ни обращались, мы всякий раз говорим о качестве. И эта позиция лежит в основе государственной политики в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    Государственная программа «Развитие образования»

    Одним из основных документов, определяющих эту государственную политику, является, как известно, государственная программа «Развитие образования», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2017 года и рассчитанная на реализацию в период с 2018 по 2025 годы. В этой новой редакции госпрограммы определены три основные цели: качество образования (позиции России в международных исследованиях образовательных достижений учащихся, рост доли трудоустроившихся выпускников организаций среднего профобразования; увеличение количества ведущих российских вузов, входящих в топ-100 мировых рейтингов университетов), доступность образования (ликвидация очереди на зачисление детей в детские сады; рост охвата детей дополнительным образованием; повышение квалификации и переподготовка занятого населения), онлайн-образование (увеличение численности прошедших обучение на онлайн-курсах). С 2018 года программа переведена на проектное управление и предполагает реализацию приоритетных проектов в рамках пяти направлений (подпрограмм):

    • «Реализация образовательных программ профессионального образования»;
    • «Содействие развитию дошкольного и общего образования»;
    • «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодёжной политики»;
    • «Совершенствование управления системой образования»;
    • «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога». Кроме того, государственная программа определяет Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на выполнение мероприятий, заявленных в программе. Министерство просвещения Российской Федерации объявляет отбор региональных программ развития образования в целях предоставления этих субсидий, и, таким образом, субъекты РФ имеют возможность получить дополнительные средства для решения актуальных образовательных задач в аспекте заявленных направлений госпрограммы.

    Остановимся на трёх направлениях, реализация которых напрямую нацелена на повышение качества образования, в том числе и через обновление содержания, в которых наша Иркутская область уже участвовала, добилась хороших результатов и, что самое приятное, в соответствии с опубликованными в июле – августе этого года протоколами заседаний конкурсных комиссий Министерства просвещения РФ по проведению отборов будет реализовывать эти направления в том числе за счёт федеральной субсидии в ближайшие три года – в 2020–2022 годах:

    • реализация мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
    • реализация мероприятий, которые направлены на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
    • реализация мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

    Иркутская область достаточно давно является победителем конкурсных отборов, однако остановимся на тех наиболее эффективных в плане обновления содержания и повышения качества образования результатах, которые были достигнуты за последний этап реализации – 2016–2018 годы.

    Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержкисетевых методических объединений

    В рамках реализации мероприятий на ФСП Иркутской области были созданы эффективные условия развития содержания, форм, методов обучения в соответствии с ФГОС, поддержки сетевых предметных сообществ в регионе и распространения эффективных практик реализации концепций преподавания предметов в условиях общеобразовательной организации.

    ❶ Организована работа Профессионального педагогического объединения Иркутской области, подготовлены и проведены в очном режиме с применением дистанционных образовательных технологий семинары для членов профессионального педагогического объединения Иркутской области по вопросам реализации Концепций преподавания предметов; подготовлен к изданию сборник лучших образовательных практик в условиях обсуждения и реализации Концепций преподавания предметов. Проведены многочисленные очные мероприятия по вопросам инклюзивного образования (например, Межведомственная региональная научно-практическая конференция «Доступность образовательных услуг для детей-инвалидов в Иркутской области»; семинар «Преемственность дошкольного и школьного образования: оценка и перспективы реализации инклюзивного образования»; II Региональная научно-практическая конференция «Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»); подготовлен к изданию сборник лучших практик работы с детьми с ОВЗ при реализации ФГОС основного образования.

    ❸ Составлена Межрегиональная ресурсная карта потенциальных потребителей образовательных услуг в части повышения квалификации в условиях реализации ГПРО с привлечением 18 регионов РФ. Только в 2018 году прошли обучение 4 519 педагогов-предметников, заместителей директора, педагогов-библиотекарей, участвующих в реализации основной образовательной программы; классных руководителей, специалистов и руководителей методических служб по метапредметным компетенциям и реализации ФГОС в 2018 году (из них 1 359 из Иркутской области и 3160 – из 15 субъектов РФ); проведён II Всероссийский онлайн-фестиваль практик, технологий, методических разработок, проектов и моделей внедрения ФГОС.

    ❹ Работает региональная сеть оснащенных современным оборудованием информационно-библиотечных центров (4 школьных, 3 муниципальных, 2 муниципальных на базе СОШ), основой которой стал региональный ИБЦ, созданный на базе Института развития образования.

    Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка

    В 2016 г. создана федеральная стажировочная площадка (ФСП) «Русский язык», которая в 2017 г. координировала деятельность 10, в 2018 году – 20 базовых (опорных) площадок. В 2019 г. работа с 15 Б(О)П продолжилась в рамках регионального образовательного проекта, направленного на формирование коммуникативной компетенции всех участников образовательного процесса.

    ❷ Разработаны и актуализированы учебно-методические ресурсы (более 10 ДПП ПК с возможностью простраивания более 1000 индивидуальных образовательных маршрутов, методических материалов к ДПП ПК, модулей стажировок, ЭОР, методических рекомендаций и т. д.; методические пособия для учителей русского языка с описанием системы работы по вопросам обучения русскому языку).

    ❸ Кадровое обеспечение обучения русскому языку осуществляется командой федеральных и региональных тьюторов. Тьюторами Иркутской области организованы эффективные стажировки для педагогов региона, Республики Тыва и других субъектов РФ. В течение трёх лет (2016–2018 гг.) было организовано повышение квалификации 7837 педагогов и специалистов образовательных организаций (из них 5485 чел. – работники образования Республики Тыва, 2352 чел. – специалисты Иркутской области). Кроме того, отдельная стажировка была проведена для педагогов Республики Крым.

    ❹ В рамках решения проблем языковой политики в целом, а также по отдельным вопросам преподавания родных языков в регионе разработана и утверждена на заседании регионального учебно-методического объединения Иркутской области по общему образованию Региональная концепция преподавания родного языка, разработаны и утверждены примерные рабочие программы по родному языку.

    Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектови распространения их результатов

    ❶ В соответствии с региональным регламентом отбора определена фокус-группа школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: в 2018 г. – 12 из 105 школ 1 квинтеля, что составляет 11 % по результатам идентификации; создан банк данных экспертов по определению школ и оценке качества школьных программ повышения качества образования; проведён анализ отчётов о результатах самообследования школ с низкими результатами обучения.

    ❷ Выстроена работа с социальными партнёрами, местным сообществом, родителями, организациями высшего и среднего профессионального образования по привлечению их к решению проблем школ обоих типов. Заключены 5 договоров о намерениях с социальными партнёрами, с органами местного самоуправления. В 2018 году разработаны и реализованы 12 дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП) учителей математики, химии информатики, психологов, административных работников для более 300 работников образования школ с низкими результатами обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий с использованием АИС «Дистант ИРО».

    ❹ Издан сборник научно-практических материалов по обобщению лучших практик работы МО со школами и педагогами и созданию в других МО насыщенной образователь-ной среды для освоения эффективных практик управленцами и педагогами.

    ❺ Развивается межрегиональное сотрудничество по вопросам повышения качества школ проекта. В 2017 году организован межрегиональный семинар по распространению и внедрению в субъектах РФ моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях. Работа Иркутской области в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования» получила высокую оценку и отмечена федеральными экспертами при проведении текущих мониторингов и

    подведении итогов. Очевидно, что всядеятельность направлена на повышение качества образования. Мне хотелось бы в конце остановиться на тех задачах, которые стоят перед нами в ближайшие три года. В связи с тем что Иркутская область, как уже было упомянуто, прошла отбор на реализацию ГПРО в 2020–2022 годах, регион должен будет выполнить ряд обязательств, которые, без всякого сомнения, так или иначе сработают на повышение качества образования, в том числе в аспекте обновления содержания. Не будем называть цифры, коснёмся лишь направлений деятельности, которые покажут, в какой области ваша образовательная организация, ваш педагогический коллектив сможет поделиться своим опытом или, наоборот, получить его.

    Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевыхметодических объединений

    ❶ Повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций Иркутской области (учителей начальной школы, учителей обществознания, физической культуры, ОБЖ, астрономии, географии, предметных областей «Искусство», «Технология») по вопросам реализации общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов в части достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

    ❷ Повышение квалификации управленческих работников общеобразовательных организаций (директоров, заместителей директоров) Иркутской области по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций

    преподавания учебных предметов (предметных областей).

    ❸ Повышение квалификации специалистов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования Иркутской области, курирующих вопросы внедрения и реализации ФГОС и концепций учебных предметов (предметных областей).

    ❹ Разработка (доработка) «Дорожной карты» внедрения и реализации принятых концепций учебных предметов (предметных областей) на региональном уровне, включающей в том числе мероприятия муниципального уровня на период с 2020–2022 гг.

    ❺ Создание и поддержка в 2020–2022 гг. общественно-профессиональных объединений учителей-предметников (в том числе сетевых методических объединений) по учебным предметам (предметным областям).

    ❻ Выявление и описание лучших региональных практик ежегодно в течение 2020–2022 гг. по каждому из следующих направлений:

    – разработка и реализация основных общеобразовательных программ (НОО, ООО, СОО) с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

    – обучение детей с ОВЗ (предметных областей);

    – участие ШИБЦ в реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

    – интеграция общего и дополнительного образования для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС с учётом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей).

    ❼ Проведение не менее 3 мероприятий ежегодно в течение 2020–2022 гг. с целью публичной презентации лучших практик.

    Развитие кадрового потенциала педагогов повопросам изучения русского языка

    ❶ Анализ существующих дополнительных профессиональных программ для учителей родного языка и разработка методических рекомендаций, инструктивно-методической документации по совершенствованию дополнительных профессиональных программ для учителей родного языка для всех уровней общего образования с учётом региональной специфики.

    ❷ Разработка дополнительных профессиональных программ по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации.

    ❸ Актуализация дополнительных профессиональных программ по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации.

    ❹ Повышение квалификации и переподготовка управленческих и педагогических работников, в количестве не менее чем 30 % педагогических работников от общей численности педагогических работников субъекта Российской Федерации ежегодно, при условии обучения 30 % из своего субъекта и 70 % из другого субъекта от общего числа обучающихся по вопросам совершенствования норм и условий для полноценного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

    ❺ Разработка дополнительных профессиональных программ по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков.

    ❻ Повышение квалификации и переподготовка управленческих и педагогических работников, в количестве не менее чем 10 % педагогических работников от общей численности педагогических работников субъекта Российской Федерации по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков.

    Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектови распространения их результатов

    ❶ Проведение анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условий работы школ, идентификация группы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (с учётом критериев и показателей).

    ❷ Разработка региональных программ повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях.

    ❸ Создание региональной и муниципальной (в 50 % муниципалитетов) инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам. Предоставление школам аналитических данных по результатам федеральных и региональных мониторингов.

    ❹ Заключение партнёрских договоров школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, со школами с высокими результатами обучения; проведение региональных мероприятий по обмену опытом между школами.

    ❺ Регулярное проведение в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, мониторинга качества результатов обучения, а также качества преподавания, управления и школьной среды.

    ❻ Проведение курсов повышения квалификации для директоров, заместителей директоров и учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, по повышению качества преподавания и управления; проведение на базе школ краткосрочных мероприятий по повышению качества преподавания для педагогических коллективов и отдельных педагогов.

    ❼ Создание и организация деятельности (в 100 % школ, включённых в региональные программы повышения образовательных результатов) объединений педагогов для совершенствования технологий обучения. Проведение ежегодного межрегионального семинара по распространению и внедрению в субъектах РФ моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

    Мы в социальных сетях: