• «Это всё она?» – это всё о нас

    18 Июл 2019
     
    11:18
     

    Текст: Галина Викторовна Бурова

    Отзыв о спектакле ТЮЗа
    им. А. Вампилова «Это всё она»

    Когда мы говорим «отцы и дети», имея в виду конфликт поколений, почему-то автоматически исключаем из него матерей, хотя современная российская семья гораздо чаще – мать и ребёнок.

    В пьесе современного молодого драматурга Андрея Иванова семья как раз такая: мать и сын-подросток, оставшиеся без единственного настоящего взрослого – мужа и отца, не могут найти общий язык. Инфантилизм матери приводит её к роковому шагу: не сумев выстроить отношения «в реале», она пытается найти контакт с сыном в виртуальном мире, выдав себя за ровесницу сына. Жестокий эксперимент – закономерный жестокий финал. Вот тут-то и возникает один из извечных русских вопросов: «Кто виноват?»

    Попытаться ответить на этот вопрос были при­званы педагоги образовательных организаций г. Иркутска и родители, собравшиеся на спектакле в Иркутском областном ТЮЗе 10 апреля 2019 г. Для кого-то это было знакомством с пьесой, кто-то при­шёл не в первый раз, но эмоции, которые вызывает спектакль, всегда сильные. «Я очень надеюсь, что хоть одна мама после спектакля по пьесе “Это всё она” просто подошла к своему ребёнку, с которым давно не разговаривала, и спросила: “Как дела? ”. Это была бы моя победа», – сказал в одном из ин­тервью А. Иванов.

    Конечно, ни зрители, ни актёры не могут найти ответа на вопрос: «Кто виноват?». Его попросту нет. Виноваты в одинаковой мере все: дети, ушедшие в виртуальный мир до такой степени, что реаль­ность кажется им слишком враждебной; взрослые, позволившие им уйти; родители, любящие детей до «залюбленности», до состояния неприятия этой любви, не позволяющие выйти из-под родитель­ского контроля, одновременно настаивая на само­стоятельности; или другие родители, которым нет дела до собственных детей, родители, чьё воспита­ние сводится к «одел – накормил»…

    Спектакль «Это всё она?» © Фото: Марк Рыбак, 2017

    Спектакль будоражит. Режиссёры Андрей Си­дельников и Анжела Маркелова создали реаль­ность, в которой нет места для диалогов, и иноре­альность, в которую уходят главные герои, чтобы найти родственную душу. Татьяна Чадина и Алек­сандр Карпенко, исполняющие роли Тоффи и Та­уэрского Ворона, играют сильнее, проникновеннее, чем Елена Грищенко (Мать) и Павел Савин (Сын). Наверное, так и должно быть: «ники», под которыми скрываются герои в Сети, более живые, чем люди, чьи лица они скрывают. Тоффи и Ворон ведут диалоги, Мать и Сын способны только на монологи: они не могут, не хотят слышать собеседника, они так наслаждаются своей непо́ нято­стью, своим одиночеством, что, говоря что-либо, поднимаются на чёрный куб в центре сцены, «на стульчик», как в раннем детстве читали восхищённым родителям (или гостям) стихи или пели пе­сенки. Только зритель не может восхищаться взрослым человеком «на стульчике», слишком хлип­ким он оказывается для обоих героев, слишком жестокой оказывается цена за «педагогический эксперимент» (кстати, этих слов в спектакле ТЮЗа нет, они есть только в пьесе).

    В идее тюзовского спектакля есть ещё одно существенное отличие: в заголовке пьесы нет во­просительного знака, в названии спектакля он появляется. Это и есть тот вопрос, на который каж­дый, кто посмотрит постановку, должен искать ответ самостоятельно.

    Мы в социальных сетях: