• Информационно-аналитическая деятельность в системе оценки качества образования

    17 Июл 2019
     
    13:35
     

    Текст: Анна Олеговна Трефилова,
    старший методист центра образовательной
    статистики и аналитики ГАУ ДПО ИРО

    Ирина Эдуардовна Широкова,
    старший методист центра образовательной
    статистики и аналитики ГАУ ДПО ИРО

    Что нужно знать руководителям образовательных организаций, чтобы принимать эффективные управленческие решения

    Современная практика оценки каче­ства образования предполагает зна­чительное усиление роли информа­ционно-аналитической деятельности в управлении образованием. Акту­альность проблемы оценки качества связана с переходом на проектное управление. Решение о системном внедрении проектного управления в органах государственной власти в Российской Федерации было официально принято 30 июня 2016 года с подписанием Указа Президента РФ № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и при­оритетным проектам». Основными задачами Совета являются следующие процессы:

    – анализ и оценка реализации приоритетных проектов и программ, подготовка предложений по совершенствованию деятельности в соответ­ствующих сферах, а также по развитию передо­вых методов целевого и проектного управления;

    – организация мониторинга достижения це­лей, приоритетных направлений.

    Информационно-аналитическая деятельность

    Под информационно-аналитической дея­тельностью понимают системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся де­ятельности учреждения. По мнению Н. А. Сляд­невой, информационная аналитика занимается производством нового знания на основе пере­работки имеющейся информации в целях опти­мизации принятия решений [5].

    В практической работе важно, чтобы в про­цессе оценки качества образования осущест­влялся полный цикл подготовки материалов – от определения содержания и надлежащего объё­ма информации, необходимой для проведения процедур оценки качества, классификации и ав­томатизированной обработки информации, до анализа полученных данных и принятия управ­ленческих решений.

    Основой проведения аналитических иссле­дований являются процессы сбора и первичной обработки информации. Результат реализации данных процессов оказывает значительное вли­яние на эффективность всех последующих эта­пов, поэтому необходимо обеспечить достовер­ность и актуальность информации, её грамот­ную систематизацию.

    Этапы деятельности

    Рассмотрим подробнее этапы информа­ционно-аналитической деятельности, которые включают в себя формулирование целей анали­тического исследования, отбор и анализ источ­ников информации, сбор и обобщение инфор­мации, качественный анализ полученных дан­ных и подготовку выводов (рис. 1).

    • Формулирование целей аналитического ис­следования

    Особенностью аналитического исследова­ния, в отличие от простого описания статистиче­ских данных, является то, что его целью является не только описание характеристик объекта ис­следования, но и установление причинно-след­ственных связей.

    На этапе формулирования целей важно определить объект исследования и проблему анализа, составить общий план работы с указа­нием срока выполнения, исполнителей и основ­ных источников, которые предположительно могут быть использованы.

    • Отбор и анализ источников информации

    Одним из наиболее значительных недочётов в осуществлении информационно-аналитиче­ской деятельности, реализуемой руководите­лями в сфере образования, является описание результатов, а не их анализ. При этом в анали­тический текст включается большое число несу­щественных деталей, блоки информации могут быть никак не связаны между собой, что при­водит к восприятию аналитического документа как набора разрозненных данных, а не как еди­ного целого.

    При анализе деятельности образовательной организации по конкретному направлению не­обходимо как можно более чётко и конкретно определить источники данных таким образом, чтобы выполнялись следующие требования:

    – информация должна быть актуальной и до­стоверной;

    – объём информации должен быть достато­чен для установления следственно-причинных связей при анализе различных аспектов объекта исследования;

    – при проведении динамического анализа, мониторинговых исследований информация должна фиксироваться регулярно через опре­делённые промежутки времени.

    В качестве основных источников информации для аналитической деятельности могут использо­ваться данные форм федеральной статистиче­ской отчётности; итоги государственной итоговой аттестации, итоги всероссийских проверочных работ (ВПР), национальных исследований каче­ства образования (НИКО); данные мониторингов качества образования различного уровня; ре­зультаты проверок органов по контролю и над­зору в сфере образования; результаты незави­симой оценки качества образования; результаты сравнительных международных исследований (TIMSS, PISA и др.); результаты социологических опросов и анкетирования участников образова­тельных отношений.

    Таким образом, важнейшим аспектом дея­тельности управления образованием становит­ся создание единой информационной сети, обе­спечивающей сбор и обработку статистической информации, информационный обмен между участниками образовательного процесса. Ин­формационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность. Использование автоматизированных информа­ционных систем значительно облегчает получе­ние необходимых сведений.

    В настоящее время появился целый ряд ин­формационных систем автоматизации учебно­го процесса в образовательных учреждениях, представлены специализированные решения. Такие системы, как NetSchool, «КМ-Школа», «1С: Электронное обучение», «1С: Дошкольное уч­реждение», программный комплекс «Детский сад», обеспечивают автоматизацию учебного процесса в детских садах. В регионе использу­ется, к примеру, АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования» (далее – АИС «МОДО»). Данная АИС предназначена для сбора и хранения сведений из форм ФСН, а также ре­гиональных отчётов. Возможности АИС «МОДО» предполагают не только выгрузку и сверку дан­ных, но и генерирование пользовательского от­чёта, акцентирующего внимание на актуальной для конкретного случая информации.

    Также информационный ресурс для обеспе­чения информационно-аналитической деятель­ности может быть разработан организацией самостоятельно, например, на базе программы MS Excel.

    Сбор и обобщение информации

    При проведении аналитического исследо­вания обычно используется комплекс методов сбора информации: анкетирование, опросы, анализ документов, наблюдение, посещение уроков, контрольные срезы, тестирование, са­мооценка и т. д. Для осуществления информа­ционно-аналитической деятельности крайне важно обеспечить корректность процедур сбо­ра информации. Например, при проведении анкетирования и опросов по некоторым актуальным проблемам необходимо обеспечивать аноним­ность респондентов для обеспечения максималь­но честного выражения ими своего мнения. Для сбора информации в про­цессе наблюдения, посе­щения уроков и меропри­ятий следует привлекать подготовленных квалифи­цированных экспертов.

    На этом этапе важно не допустить искажения информации, определить потребность в дополни­тельной уточняющей ин­формации.

    Обобщение информации осуществляется с использованием математического аппарата (то есть анализа цифровых показателей) и служит основанием для выводов о наблюдаемых про­цессах и формулировки рекомендаций.

    Одним из инструментов обобщения инфор­мации является визуализация данных (исполь­зование инфографики). К ней относятся изо­бражения, содержащие числовые данные, и элементы, позволяющие интерпретировать эти данные (сделать выводы).

    Например, добавление к диаграмме инфор­мации о значении показателя в среднем по му­ниципалитету позволяет образовательной орга­низации сравнить свои результаты.

    Анализ полученных данных и подготовка выводов При осуществлении информационно-анали­тической деятельности чаще всего используют динамический и сопоставительный анализы ин­формации. Сопоставительный анализ используется для сравнения результатов образовательной орга­низации со средними значениями по муници­палитету, округу, району и т. п. Эта информация может быть опубликована на официальных сай­тах органов управления образованием, Обще­ственных советов по проведению независимой оценки качества образования, территориальных органов государственной статистики, а также на официальном сайте для размещения информа­ции о государственных (муниципальных) учреж­дениях (www.bus.gov.ru). Упомянутый вид ана­лиза позволяет образовательной организации сравнить свои результаты со среднемуници­пальными или средними по РФ, проанализиро­вать причины отклонений от средних значений как в лучшую, так и худшую сторону. Отметим, что при проведении сопоставительного анализа нужно учитывать имеющиеся в организации ре­сурсы, особенности контингента обучающихся, социально-экономическую обстановку в регио­не и другие факторы. В рекомендациях указываются возможные направления дальнейших действий, наиболее эффективные решения и т. п., обозначается, ка­кая именно дополнительная информация необ­ходима для уточнения данных и принятия реше­ния. Описанная структурная схема организации информационно-аналитической деятельности в управлении образованием позволяет предоста­вить руководителям сферы образования струк­турированный массив ценной информации, от­ражающий с высокой степенью достоверности сложившуюся ситуацию и позволяющий выра­ботать эффективные управленческие решения.

    Описанные выше этапы проведения инфор­мационно-аналитической деятельности напря­мую коррелируют с элементами процессного подхода системы менеджмента качества.1

    Итоги информационно-аналитической де­ятельности, как правило, оформляются в виде заключения или рекомендаций, где оценивают­ся степень важности полученной информации, её значение для принятия управленческих ре­шений, делаются выводы о возможных рисках, выявленных негативных факторах и т. п. Также могут быть изложены наиболее вероятные ва­рианты разрешения проблемных ситуаций.

    Динамический анализ – это сопоставление значений показателя, полученных в результате наблюдений в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). Вид анализа, направленный на вы­явление существующих тенденций в наблюдае­мом процессе, определение их причин, показы­вает, удаётся ли образовательной организации постепенно исправлять негативные тенденции или поддерживать обозначившиеся положи­тельные изменения.

    Список литературы

    1. Голенищев, Э. П. Информационное обе­спечение систем управления / Э. П.
    2. Голенищев, И.В. Клименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
    3. Курцева, Е. Г. Методические рекомендации по подготовке аналитического отчёта по результа­там самообследования общеобразовательной орга­низации [Электронный ресурс]/ Е. Г. Курцева // ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломно­го педагогического образования. – 2016. – 24 с. – Ре­жим доступа: https://petersburgedu.ru/api/file/b39d2 1c80b1e2bd1f7dfdb8c98595ceb73fad313, свободный.
    4. Национальный стандарт российской Феде­рации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмен­та качества. Требования (ISO 9001:2015 Quality man­agement systems – Requirements (IDT)) [Электронный ресурс]: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст // СПС «Гарант». – Ре­жим доступа: http://base.garant.ru/71283056/
    5. О Совете при Президенте Российской Фе­дерации по стратегическому развитию и приоритет­ным проектам [Электронный ресурс] : Указ Прези­дента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/71431892/f68f 0e4386b4fa9b21adbe87ac5c5e1e/
    6. Сляднева, Н. А. Информационно-анали­тическая культура как условие современных со­циокультурных и политических процессов [Элек­тронный ресурс] / Н.А. Сляднева // Культура: те­ория и практика. Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (4) (февраль). – Режим доступа: http:// theoryofculture.ru/issues/36/749/, свободный.

    Мы в социальных сетях: