Текст: Любовь Геннадьевна Кнауэр,
учитель информатики МБОУ «СОШ № 15»
г. Усть-Илимска
Третий год МБОУ «СОШ № 15» г. Усть-Илимска ведёт экспериментальную работу по внедрению модели смешанного обучения. Первый год (2015–2016 уч. год) был организационным периодом, временем изучения литературы, опыта мировой и российской практики по выбранной теме. Задачей второго года (2016–2017 уч. год) стало знакомство с принципами смешанного обучения и различными мобильными приложениями, их апробация в образовательном процессе для оптимального выбора модели обучения.
К началу 2017–2018 учебного года сформировался план реализации проекта.
В исследованиях американских психологов Д. Кэррола и Б. Блума показано, что при правильной организации учебной деятельности и ликвидации жёстких временных рамок 95 % учащихся могут полностью усвоить всё содержание обучения [1]. Задача учителя – дать такую возможность каждому ученику, определив результаты, которые должны быть достигнуты всеми.
Развитие современных технологий позволяет осуществить данный подход к обучению на более качественном уровне. Смешанное обучение – это один из подходов реализации ФГОС, выступающий в качестве синтеза технологии полного усвоения и ресурсов ИКТ.
«Перевёрнутый класс» предполагает изменение ролей всех участников на уроке. Происходит «переворот» самого процесса обучения, когда дети самостоятельно знакомятся с темой на уровне «знание – понимание – применение» в индивидуальном режиме, а затем осуществляется переход к деятельностному этапу обучения («лицом к лицу»), предполагающему последовательное выполнение заданий на уровне «анализ – синтез – оценка». Результатом такой познавательной деятельности становится индивидуальный или общий цифровой продукт: карта понятий, рисунок, презентация, собственное интерактивное упражнение и т. д.)
В текущем учебном году целью моей работы стала подготовка учащихся 5–6 классов к внедрению модели смешанного обучения «Перевёрнутый класс». Опыт проведения уроков в 7 классах (2016–2017 учебный год) по данной схеме выявил проблемы организационного и методического характера. Выяснилось, что у детей недостаточно сформированы регулятивные навыки, ИКТ- компетенции, умение работать с различными видами информации. Кроме того, у учащихся не сформировано чувство ответственности за собственные результаты обучения. Были поставлены следующие задачи:
– осуществить отбор мобильных приложений, позволяющих решить указанные проблемы;
– сформировать информационное поле для взаимодействия;
– внедрить элементы формирующего оценивания;
– организовать практико-ориентированную работу в классе с последующей рефлексией;
– проанализировать уровень сформированности метапредметных результатов (учитывая используемые приложения): в 5 классе – ИКТ-компетентность и смысловое чтение; в 6 классе – ИКТ-компетентность и информационное моделирование.
Указанные задачи реализовывались в 2017– 2018 учебном году в параллелях 5–6 классов. Для мониторинга были выбраны два класса: 5 «А» и 6 «Б».
При решении поставленных задач необходимо было учитывать и особенности учебного предмета « Информатика», включающего лабораторные работы. Поэтому весь годовой курс был разбит на тематические блоки, в которых было синхронизировано использование мобильных устройств при изучении теоретического и практического материалов с соблюдением требований СанПина.
Качественные ресурсы для освоения материала в игровой форме
Для интерактивного взаимодействия в 5 классе были выбраны два мобильных сервиса, которые просты в освоении и предоставляют возможность реализации различных форм проведения занятий. Для работы использовались школьные планшеты.
LearningApps.org – приложение Web2.0, которое основано на сетевом взаимодействии. Списки учащихся были внесены в виртуальный класс аккаунта mob.klass ( общего для всех учителей). Дети с помощью одного и того же уникального логина могли выполнять задания по любому предмету. В учебном процессе использовались собственные разработки и готовые ресурсы.
На этапе актуализации новой темы (формирование целеполагания) проводилась викторина по группам. Видеоролик с вопросами в начале урока позволял определить «область незнания» и перейти к поиску ответов на вопросы. Наглядность, интерактивность ресурса значительно сокращают время первого этапа урока, делают его интересным и занимательным. Тезиссам найти решение, а учитель (как тьютор) – направить поиск в нужном направлении.
Для понимания нового материала были созданы практико-ориентированные задания (применение знаний в новых условиях). Кроме того, учащимся предлагалось сформировать своё задание на основе выбранного шаблона викторины, пазлов, кроссвордов. Формируя собственные цифровые ресурсы, школьники ещё раз проходили путь закрепления материала, но уже на новом уровне.
При закреплении материала учащиеся выбирали з адания различного уровня сложности для выполнения дома или в классе (во внеурочное время), их выполнение не носило обязательного характера. Но на уроке демонстрировалась статистика выполнения заданий, отмечались школьники, которые успешно справлялись с заданиями (формирование регулятивных навыков).
Второе приложение, используемое в 5 классе, – Kahoot ( бесплатная платформа для интерактивного диалога, являющаяся качественным ресурсом для освоения материала в игровой форме, что существенно повышает уровень мотивации обучающихся).
Екатерина Абсалямоваe.absalyamova
Использование мобильных приложений на уроках способствует формированию регулятивных УУД, а также повышению уровня освоения информационного пространства.
В параллели 6-х классов происходит углубление процесса подготовки, расширяется набор используемых приложений, меняется структура урока.
Этап урока | Деятельность | Ресурс | Результат |
Знакомство с теоретическим материалом | Онлайн-обучение с созданием опорного конспекта | Видеоматериалс контрольными вопросами | Изучение темы в индивидуаль ном режиме, формирование алгоритма самостоятель ной работы с информацион ным ресурсом |
Изучение темы с учителем с мгновенной обратной связью (формирующее оценивание) | Kahoot | Выявление типичных ошибок, совместный поиск решения | |
Первичное усвоение материала | Формирующее оценивание |
Wizer, Bubbl.us | Выявление личных пробелов в знаниях и исправление, систематиза ция материала |
Закрепление пройденного материала |
Мини-проекты |
Bubbl.us Padlet.com PowerPoint Google.com | Совместная или индивидуаль ная работа, преобразова ние материала в различные информацион ные модели |
Оценивание |
Тестирование |
MyTest | Аттестация (итоговая оценка по пройденному материалу) |
Каждый урок можно моделировать, используя различные этапы тематического блока (при наличии сформированной информационной среды, условий), (рис. 1).
Немаловажным является соблюдение следующих правил:
– дать учащимся чёткое представление о содержании работы дома и в классе, составить инструкции, рабочие листы;
– ознакомить школьников с критериями оценивания работы на уроке (учитывается активность при формирующем опросе, а также полученные знания, применяемые при прохождении итогового тематического теста);
– создать комфортную обстановку на уроке, позволяющую ученикам не бояться озвучивания неправильного ответа, допущения ошибок;
– соблюдать системность использования мобильных технологий;
– тщательно продумывать содержание заданий.
Кроме того, важно понимать, что среда и сервисы, используемые при смешанном обучении, должны рассматриваться с точки зрения ИНСТРУМЕНТОВ для достижения педагогических целей обучения (рис. 2). Например, необходимо не просто предложить школьникам видеоролик для изучения нового материала, но и включить в него вопросы для самопроверки, практические задания, которые должны стимулировать мыслительную деятельность, развивать способность к анализу материала и его структурированию. Технически это можно осуществить через приложение LerarningApps. Задачи такой методики – самостоятельный поиск решений, выявление способности сформулировать собственные вопросы, обозначить точки непонимания (осознанное обучение). Таким образом, ученики видят взаимосвязи между изучаемой темой и реальным миром (формируются обобщённые способы действия), знакомятся с алгоритмом самостоятельной работы с информационным ресурсом.
Рабочие листы Wizer.me предоставляют учителю возможность конструировать задания различного типа (с открытым ответом, на выявление соответствия, выбор одного или нескольких ответов, дополнение к рисунку и т. д), направленные на формирование навыков смыслового чтения, работы с различными знаковыми системами, а учащимся – оценивать качество освоения материала в режиме онлайн. Такую же функцию выполняет в 6 классе и приложение Kahoot. Данные сервисы эффективно используются в качестве инструментов формирующего оценивания. Мгновенная обратная связь помогает определить пробелы каждого ученика в освоении материала в конкретный момент, что позволяет оперативно менять траекторию урока и оптимизировать ход занятия: идти дальше или ещё раз вернуться к проблеме.
Ученики понимают, что при таком сценарии урока главным становится осознанность понимания материала, а не выставление оценок, их «смысловое» присутствие и умение аргументировать ответ.
Приложение можно задействовать на любом этапе урока (в зависимости от поставленной цели). План возможных действий при запуске:
- Если нужно актуализировать новую тему, проблему, то можно сгенерировать дискуссию. В ходе такой работы школьники учатся анализировать информацию, аргументировать свою позицию, корректно приводить доказательную базу.
- При объяснении новой сложной темы, когда важно отслеживать процесс понимания, следует выбирать формат опроса или викторины. И после каждого шага объяснения задавать учащимся вопрос, статистика ответов демонстрирует, какой момент был труден для понимания. На этой основе корректируется ход урока, создаются условия для устранения пробелов.
- Для проверки качества усвоения текущего материала также можно выбрать формат викторины.
Для закрепления темы, выявления взаимосвязи терминов и логического структурирования материала подойдёт технология «Шестиугольное обучение» Рассела Тарра и ресурс Bubbl.us, используемый для проектирования.
К работе в Padlet.com, PowerPoint, Google.com для выполнения мини-проектов мы подошли уже в конце учебного года (пробное ознакомление).
Анализ метапредметных результатов в 6 классе выявил чрезвычайно низкий уровень сформированности навыков смыслового чтения на фоне оптимального уровня ИКТ-компетенций и работы в знаковом преобразовании информации. Очевидно, что работа в этом направлении должна быть совместной для всего педагогического коллектива.
Модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс», предполагающая систематическое использование мобильных технологий на уроке и дома (при выполнении заданий), формирует фундамент для дальнейшего эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учащиеся, ознакомленные с содержанием ресурсов, правилами работы, различными способами взаимодействия с учителем в едином информационном пространстве, начинают понимать степень ответственности за свой выбор.
Изучая материал с помощью современных информационных технологий, школьники имеют возможность выбрать скорость обучения, форму представления результатов, в связи с этим и у учеников, и у учителя меняется отношение к уроку как к процессу1.
Список литературы
- Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. – Рига : Эксперимент, 1999. – С. 119.
- Что такое «перевёрнутый класс», в чём его смысл? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// marinakurvits.com. – Мастерская Марины Курвитс.
- Ильюшин, Л. С. Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// multiurok.ru/files/stat-ia-priiomy-razvitiia-poznavatiel-noi-samostoiatiel-nosti-uchashchikhsia-l-s-iliushin.html.
- Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imc-ya172. ru/images/1_3.pdf. В помощь учителю изобразительного искусства .