Беседовала Светлана Геннадьевна Василькова,
учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 27, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
Эти слова принадлежат Ольге Леонидовне Барановской, учителю математики МБОУ ШР «СОШ №2» МО Шелеховского района, инициатору создания различных социальных и методических проектов, а также школьной учительской команды КВН, руководителю методического объединения математиков Шелеховского района.
В 2019 году Ольга Леонидовна стала победителем XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года». Разговор с ней начался с рассказа про школьные годы.
– Я родилась в Республике Саха (Якутия), в маленьком посёлке, как я люблю говорить, на краю земли. К примеру, в -52°C мы ходили в школу, так как в зимние месяцы температура опускалась до -60°C, а -52°C – это самое то! Школа в нашем посёлке была социокультурным центром. Учителя нас любили и проводили с нами очень много времени. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что любила школу. Училась я хорошо, и мне, десятикласснице, доверяли замену уроков в младших классах. Я к этому относилась очень ответственно: и планы писала, и тетради проверяла. Так, конечно, бывало редко, в случае крайней необходимости, но в моей жизни эта возможность – побыть учителем – сыграла важную роль.
– Какой особенный смысл Вы вкладываете в слово «Учитель»?
– Для меня учитель – это друг. Это тот, кого помнят всю жизнь. Это тот, кто сидит, склонившись над столом за учебниками, когда уже темно и когда все отдыхают. Тот, кто знает всё про своих учеников, кто переживает за них, как за собственных детей, кто готов бесплатно тратить своё время на тех, у кого есть способности и талант, но нет денег на репетиторов, и на детей, которым математика даётся нелегко. Это тот, кто навсегда оставляет след в жизни других людей.
– У каждого человека есть в жизни тот, кого он может назвать своим главным учителем. Кто стоял у истоков выбора Вашего профессионального пути?
– Татьяна Григорьевна Коршикова, учитель математики. Строгая, справедливая, замечательная, разносторонняя – это всё она, Татьяна Григорьевна. Именно она привила мне любовь к математике и школе. Но вместе с тем я благодарна всем своим учителям: каждый вложил частичку тепла, души, знаний. Мне везло в жизни на профессионалов и просто хороших людей. Помимо школьных учителей, не могу не вспомнить педагогов Иркутского государственного педагогического института, в котором мне посчастливилось обучаться. Надежда Дмитриевна Кузьмина, Владислав Владимирович Кузьмин, Ольга Ивановна Бычкова, спасибо за веру в меня, за понимание!
– На Ваш взгляд, в чём состоит главная задача педагога?
– На самом деле задач у педагога много. И каждая едва ли не главная. Во-первых, учитель всегда должен помнить, что и он некогда был ребёнком, и у него тоже не всё получалось с первого раза, поэтому терпение и понимание – основные помощники любого педагога. Мне иногда кажется, что с особым усердием я объясняю детям те темы, в усвоении которых когда-то я испытывала трудности. Во-вторых, как для математика мне важно научитьсвоих учеников применять знания в жизни: на работе, в магазине, в банке, на даче. В целом школа – это первый шаг в большой, взрослый мир. Ученик должен сделать этот шаг уверенно. А главная задача настоящего учителя – помочь ребёнку обрести эту уверенность.
Учитель должен быть профессионалом, должен любить своё дело и учеников. Недаром Вольфганг Гёте говорил: «Учатся у тех, кого любят». Это правда.
– Как начиналась Ваша карьера в школе?
– Мой профессиональный путь начался в 2001 году. В своей родной шелеховской школе № 2 я работаю уже почти 19 лет. Но, когда я пришла, «свободных» часов математики не было, в то время работали 12 учителей этой специальности, представляете? Сейчас же нас всего 7 в школе. Около 10 лет я проработала социальным педагогом с небольшой нагрузкой математика. В социальной работе я добилась больших успехов: получила общественное признание в конкурсе «Верою и усердием» вместе с отрядом волонтёров, который я создала в школе. Мы стали победителями областного конкурса профилактических постов. Но в итоге я отдала предпочтение математике, о чём ни капли не жалею.
– Вы помните свой первый урок?
– Сказать, что первый урок был особенным, не могу: волнительным – да, долгожданным – да. Для особенного урока нужен опыт. Одно могу сказать с уверенностью: я очень старалась, чтобы ученикам было интересно.
– За что Вы полюбили предмет, который преподаёте?
– Ради справедливости надо сказать, что любовь у нас с математикой была не с первого взгляда. Мне сейчас смешно это вспоминать, но в пятом классе по итогам 4 четверти по математике у меня была отметка «3», а родителями за хорошую учёбу был обещан велосипед «Кама» – как сейчас помню – такой блестящий, зелёный. Не случилось тогда мне заполучить заветный подарок. Конечно, позднее я была обладательницей не одного велосипеда, но тот случай стал уроком на всю жизнь. Я всё лето усердно занималась, чтобы больше не подводить своих родителей, любимого учителя и, конечно, себя – так нас воспитывали. С тех пор были одни «пятёрки». Получается, заработать серебряную медаль мне помог велосипед.
С позиции сегодняшнего опыта могу сказать, что люблю математику за её красоту. Да, именно за красоту доказательств, решений. За возможность нестандартных подходов, за связь с жизнью. Вы знаете, кого-то успокаивает вязание, кого-то – чтение, меня же – решение задач, а если ещё и с изюминкой…
– Школа – это маленькая Вселенная. Первые успехи, новые достижения, незабываемая любовь. Маленький человек становится на путь взросления и покидает стены школы. Вы отправили в «дальнее плавание» многих выпускников. Какими учениками Вы гордитесь?
– Для меня очень важно, чтобы мои ученики становились конкурентоспособными гражданами нашего государства. Я всегда стараюсь следить за успехами своих подопечных. Горжусь всеми без исключения. Как взрослый человек я понимаю, для кого-то победа – это что-то грандиозное, а для кого-то – умение решать уравнения. Все ученики отличаются друг от друга, у них разный потенциал, но самое главное для меня, чтобы они вырастали порядочными и честными людьми. А вообще, среди моих выпускников есть и повара, и учителя, и бухгалтеры, и электрики, и врачи, и полицейские… Со многими из них мы продолжаем общаться. Выпускники приходят ко мне в школу рассказать об успехах и новостях. Я всегда на связи с учениками и выпускниками через социальные сети. Мои «классные» дети приходят ко мне в гости, приезжают на дачу. Приходят «поболеть» на КВН, который в школе устраивают ежегодно в преддверии Дня учителя.
Особенно запомнился мне ученик Паша. Фамилию не помню, потому что это было лет 15 назад. Я начала учить Павла, когда он был в 6 классе, у мальчика по математике всегда была отметка «три». Но он так старался, что моё сердце дрогнуло, и однажды я поставила «четыре» для повышения мотивации. У ребёнка будто выросли крылья, мальчик стал приходить заниматься дополнительно, в конце 6 класса он имел твёрдую, заслуженную «четвёрку». Затем Павел переехал в другой город, где подтвердил свою положительную отметку, и прислал мне открытку на адрес школы. В ней было много приятных слов и большими буквами выведено: «Спасибо за то, что поверили в меня!» С тех пор верить в своего ученика для меня аксиома.
– Секреты учительского мастерства помогают подняться к профессинальным вершинам. Какой педагогический приём Вас никогда не подводил?
– Приёмов много, но один из них – это проведение рефлексии в конце урока, когда обсуждаем с учениками то, что получилось, что не получилось. Это позволяет мне анализировать свои действия, планировать работу, а ученикам – ставить цель на следующий урок. Здесь и кроется секрет успеха. Очень важно уметь договариваться с учениками, совместно обсуждать дальнейшие действия. Именно тогда ученики чувствуют себя полноправными участниками образовательной деятельности и начинают погружаться в неё с головой.
– Говорят, что педагогом ты можешь быть до тех пор, пока учишься сам.
– Абсолютно согласна. Чтобы быть интересной своим ученикам и самой себе, я постоянно нахожусь в поиске, учусь. Педагог должен повышать свой профессиональный уровень, по-другому никак.
– Каковы Ваши жизненные принципы?
– Они очень просты: оставаться в любых ситуациях собой, быть порядочным человеком, помогать другим и не ожидать ничего взамен. А самое главное, любить жизнь и получать от неё удовольствие.
– Опишите себя с помощью пяти эпитетов.
– Очень сложно себя охарактеризовать, справедливее было бы спросить учеников и коллег. Всё же попытаюсь: трудолюбивая, но умеющая отдыхать; неугомонная, но знающая меру; принципиальная, но идущая на компромисс; ответственная, что есть, то есть; жизнелюбивая!
– Реформы образования влияют на отношения «учитель – ученик»?
– Я думаю, нет. «Учитель – ученик» – это как два полюса одного магнита. Эти отношения, невзирая на любые реформы, должны быть всегда человеческими. Но я бы эти отношения дополнила так: «учитель – ученик – родители». Только при таком взаимодействии может получиться хороший результат.
– В Ваших словах столько теплоты, доброты по отношению к своей работе, к ученикам. С уверенностью можно сказать, что Вы счастливый человек. А что для Вас значит счастье?
– Счастье для меня тождественно словам Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это про меня. Мои мужчины (а их трое) меняберегут и позволяют заниматься любимым делом. Также счастье – это то, что мои замечательные родители со мной рядом. Счастье – это то, что в моей жизни есть верные друзья, которые давно перешли в ранг родственников. Счастье – это то, что у меня есть моя работа, я каждый день иду знакомой дорогой в школу с радостью. У меня всё есть для того, чтобы быть не просто счастливой, а очень счастливой.
– Чтобы жизнь стала яркой, увлекательной, динамичной, нужны вдохновение и силы. Где их черпаете?
– Мои источники – это объятия моих сыновей, родительская гордость за меня, благодарность учеников и их родителей, общение с друзьями, поддержка близких, новые впечатления, путешествия, энергия Байкала. В общем, простые человеческие радости. Впереди ждёт федеральный этап конкурса «Учитель года – 2019», а значит, скучать мне некогда. Я уже полна сил и вдохновения для новых свершений!
– Если бы у Вас появилась возможность что- то изменить в прошлом, что бы Вы сделали в первую очередь?
– У Чарли Чаплина есть замечательное обращение к себе, в котором написано: «Когда я начал любить себя, я перестал стремиться к другой жизни, вдруг увидел, что всё, что окружает меня, приглашает меня расти. Сегодня я называю это “Зрелость”».
Я уже достаточно зрелый человек, чтобы пытаться изменить прошлое. Понимаю, что это невозможно. Есть «шероховатости», которые хотела бы изменить, но – увы! Зато я с надеждой и оптимизмом смотрю в будущее. Сейчас я стараюсь жить так, чтобы потом ни о чём не жалеть.
– На профессиональном пути учителя подстерегают различные трудности: эмоциональное напряжение, стресс, профессиональное выгорание, – поэтому он должен уметь отдыхать. Что для Вас является отдыхом?
– Отдых для меня – это время, проведённое с моей семьёй. Не важно, чем будем заниматься, мы всегда найдём общее дело. А если говорить об идеальном отдыхе, то это возможность провести время на своей любимой даче на берегу Байкала: запах костра, вкусный шашлычок, банька, мои мальчуганы, пинающие мяч, любимый муж, друзья, заглянувшие на огонёк. Здорово жить!
– В Вашей копилке много наград. Какая из них Вам особенно дорога?
– Смотря что мы подразумеваем под наградой. Конечно, сегодня для меня звание «Учитель года» является самым высоким. Очень приятно получить шикарный автомобиль, который уже стал нашим семейным любимцем. Но самую ценную награду я получила на конкурсе «Учитель года»: меня нашла моя первая учительница Вера Николаевна Никулина. Она так и живет в Якутии, а узнала про меня в Интернете. Очень гордится мной. В разговоре напомнила, что я ей часто писала слова признательности, и она хранит и перечитывает эти детские строки. До слёз!
– Как обрести своё призвание?
– Только сердцем и никак иначе! Надо искать там, где интересно и комфортно. Я своё дело давно нашла, и на ум сейчас приходят строки современной песни «Сансара»:
Делай вопреки, делай от руки.
Мир переверни, небо опрокинь.
В каждом наброске, в каждом черновике –
Учитель продолжается в своём ученике…
P.S. от редакции:
В конце июня Ольга Леонидовна улетает в Японию с официальной делегацией, затем из Токио – в Москву на установочный семинар, который является «предвестником» федерального этапа конкурса «Учитель года». Лето предстоит интересное, насыщенное, динамичное.