• «Люблю математику за её красоту». Интервью с победителем

    15 Июл 2019
     
    15:33
     

    Беседовала Светлана Геннадьевна Василькова,
    учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 27, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Эти слова принадлежат Ольге Леонидовне Барановской, учителю математики МБОУ ШР «СОШ №2» МО Шелеховского района, инициатору создания различных социальных и методических проектов, а также школьной учительской команды КВН, руководителю методического объединения математиков Шелеховского района.

    В 2019 году Ольга Леонидовна стала победителем XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года». Разговор с ней начался с рассказа про школьные годы.

    – Я родилась в Республике Саха (Якутия), в ма­леньком посёлке, как я люблю говорить, на краю земли. К примеру, в -52°C мы ходили в школу, так как в зимние месяцы температура опуска­лась до -60°C, а -52°C – это самое то! Школа в нашем посёлке была социокультурным центром. Учителя нас любили и проводили с нами очень много времени. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что любила школу. Училась я хорошо, и мне, десятикласснице, доверяли замену уроков в младших классах. Я к этому относилась очень от­ветственно: и планы писала, и тетради проверя­ла. Так, конечно, бывало редко, в случае крайней необходимости, но в моей жизни эта возмож­ность – побыть учителем – сыграла важную роль.

    – Какой особенный смысл Вы вкладывае­те в слово «Учитель»?

    – Для меня учитель – это друг. Это тот, кого помнят всю жизнь. Это тот, кто сидит, склонившись над столом за учебниками, когда уже темно и когда все отдыхают. Тот, кто знает всё про своих учеников, кто переживает за них, как за собственных детей, кто готов бесплатно тратить своё время на тех, у кого есть способности и та­лант, но нет денег на репетиторов, и на детей, которым математика даётся нелегко. Это тот, кто навсегда остав­ляет след в жизни других людей.

    – У каждого человека есть в жизни тот, кого он может назвать своим главным учи­телем. Кто стоял у истоков выбора Вашего профессионального пути?

    – Татьяна Григорьевна Корши­кова, учитель математики. Строгая, справедливая, замечательная, раз­носторонняя – это всё она, Татьяна Григорьевна. Именно она привила мне любовь к математике и школе. Но вместе с тем я благодарна всем своим учителям: каждый вложил частичку тепла, души, знаний. Мне везло в жизни на профессионалов и просто хороших людей. Поми­мо школьных учителей, не могу не вспомнить педагогов Иркутского государственного педагогического института, в котором мне посчаст­ливилось обучаться. Надежда Дми­триевна Кузьмина, Владислав Влади­мирович Кузьмин, Ольга Ивановна Бычкова, спасибо за веру в меня, за понимание!

    – На Ваш взгляд, в чём состоит главная задача педагога?

    – На самом деле задач у педа­гога много. И каждая едва ли не главная. Во-первых, учитель всегда должен помнить, что и он некогда был ребёнком, и у него тоже не всё получалось с первого раза, поэтому терпение и понимание – основные помощники любого педагога. Мне иногда кажется, что с особым усер­дием я объясняю детям те темы, в усвоении которых когда-то я испы­тывала трудности. Во-вторых, как для математика мне важно научитьсвоих учеников применять знания в жизни: на работе, в магазине, в банке, на даче. В целом школа – это первый шаг в большой, взрослый мир. Ученик должен сделать этот шаг уверенно. А главная задача настоящего учителя – по­мочь ребёнку обрести эту уверенность.

    Учитель должен быть профессионалом, должен любить своё дело и учени­ков. Недаром Вольфганг Гёте говорил: «Учатся у тех, кого любят». Это правда.

    – Как начиналась Ваша карьера в школе?

    – Мой профессиональный путь начался в 2001 году. В своей родной ше­леховской школе № 2 я ра­ботаю уже почти 19 лет. Но, когда я пришла, «свободных» часов математики не было, в то время работали 12 учи­телей этой специальности, представляете? Сейчас же нас всего 7 в школе. Около 10 лет я проработала соци­альным педагогом с неболь­шой нагрузкой математика. В социальной работе я до­билась больших успехов: по­лучила общественное при­знание в конкурсе «Верою и усердием» вместе с отря­дом волонтёров, который я создала в школе. Мы стали победителями областного конкурса профилактических постов. Но в итоге я отдала предпочтение математике, о чём ни капли не жалею.

    – Вы помните свой первый урок?

    – Сказать, что первый урок был особенным, не могу: волнительным – да, долгожданным – да. Для особенного урока нужен опыт. Одно могу сказать с уверенностью: я очень старалась, чтобы ученикам было интересно.

    – За что Вы полюбили предмет, который преподаёте?

    – Ради справедливости надо сказать, что любовь у нас с математикой была не с первого взгляда. Мне сейчас смешно это вспоминать, но в пятом классе по итогам 4 четверти по математике у меня была отметка «3», а родителями за хорошую учёбу был обещан велосипед «Кама» – как сейчас помню – такой блестящий, зелёный. Не случилось тогда мне заполучить заветный подарок. Конечно, позднее я была обладательницей не одного велосипеда, но тот слу­чай стал уроком на всю жизнь. Я всё лето усердно занималась, чтобы больше не подводить своих родителей, любимого учителя и, конечно, себя – так нас воспитывали. С тех пор были одни «пятёрки». Получается, заработать сере­бряную медаль мне помог велосипед.

    С позиции сегодняшнего опыта могу сказать, что люблю математику за её красоту. Да, именно за красоту доказательств, решений. За возможность нестандартных подходов, за связь с жизнью. Вы знаете, кого-то успокаивает вязание, кого-то – чтение, меня же – решение задач, а если ещё и с изюмин­кой…

    – Школа – это маленькая Вселенная. Первые успехи, новые достижения, неза­бываемая любовь. Маленький человек становится на путь взросления и покида­ет стены школы. Вы отправили в «дальнее плавание» многих выпускников. Каки­ми учениками Вы гордитесь?

    – Для меня очень важно, чтобы мои ученики становились конкурен­тоспособными гражданами нашего государства. Я всегда стараюсь сле­дить за успехами своих подопечных. Горжусь всеми без исключения. Как взрослый человек я понимаю, для кого-то победа – это что-то гранди­озное, а для кого-то – умение решать уравнения. Все ученики отличаются друг от друга, у них разный потенци­ал, но самое главное для меня, что­бы они вырастали порядочными и честными людьми. А вообще, среди моих выпускников есть и повара, и учителя, и бухгалтеры, и электрики, и врачи, и полицейские… Со многи­ми из них мы продолжаем общать­ся. Выпускники приходят ко мне в школу рассказать об успехах и ново­стях. Я всегда на связи с учениками и выпускниками через социальные сети. Мои «классные» дети приходят ко мне в гости, приезжают на дачу. Приходят «поболеть» на КВН, кото­рый в школе устраивают ежегодно в преддверии Дня учителя.

    Особенно запомнился мне уче­ник Паша. Фамилию не помню, по­тому что это было лет 15 назад. Я начала учить Павла, когда он был в 6 классе, у мальчика по математике всегда была отметка «три». Но он так старался, что моё сердце дрогнуло, и однажды я поставила «четыре» для повышения мотивации. У ребёнка будто выросли крылья, мальчик стал приходить заниматься дополнитель­но, в конце 6 класса он имел твёр­дую, заслуженную «четвёрку». Затем Павел переехал в другой город, где подтвердил свою положительную отметку, и прислал мне открытку на адрес школы. В ней было много при­ятных слов и большими буквами вы­ведено: «Спасибо за то, что повери­ли в меня!» С тех пор верить в своего ученика для меня аксиома.

    – Секреты учительского мастерства по­могают подняться к профессинальным вер­шинам. Какой педагогический приём Вас ни­когда не подводил?

    – Приёмов много, но один из них – это проведение рефлексии в конце урока, когда обсуждаем с уче­никами то, что получилось, что не получилось. Это позволяет мне ана­лизировать свои действия, плани­ровать работу, а ученикам – ставить цель на следующий урок. Здесь и кроется секрет успеха. Очень важно уметь договариваться с учениками, совместно обсуждать дальнейшие действия. Именно тогда ученики чувствуют себя полноправными участниками образовательной дея­тельности и начинают погружаться в неё с головой.

    – Говорят, что педагогом ты можешь быть до тех пор, пока учишься сам.

    – Абсолютно согласна. Чтобы быть интересной своим ученикам и самой себе, я постоянно нахожусь в поиске, учусь. Педагог должен повы­шать свой профессиональный уро­вень, по-другому никак.

    – Каковы Ваши жизненные принципы?

    – Они очень просты: оставаться в любых ситуациях собой, быть по­рядочным человеком, помогать дру­гим и не ожидать ничего взамен. А самое главное, любить жизнь и по­лучать от неё удовольствие.

    – Опишите себя с помощью пяти эпите­тов.

    – Очень сложно себя охарактери­зовать, справедливее было бы спро­сить учеников и коллег. Всё же попы­таюсь: трудолюбивая, но умеющая отдыхать; неугомонная, но знающая меру; принципиальная, но идущая на компромисс; ответственная, что есть, то есть; жизнелюбивая!

    – Реформы образования влияют на отно­шения «учитель – ученик»?

    – Я думаю, нет. «Учитель – уче­ник» – это как два полюса одного магнита. Эти отношения, невзирая на любые реформы, должны быть всегда человеческими. Но я бы эти отношения дополнила так: «учитель – ученик – родители». Только при таком взаимодействии может полу­читься хороший результат.

    – В Ваших словах столько теплоты, до­броты по отношению к своей работе, к уче­никам. С уверенностью можно сказать, что Вы счастливый человек. А что для Вас зна­чит счастье?

    – Счастье для меня тождественно словам Л. Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это про меня. Мои мужчины (а их трое) меняберегут и позволяют заниматься люби­мым делом. Также счастье – это то, что мои замечательные родители со мной рядом. Счастье – это то, что в моей жиз­ни есть верные друзья, которые давно перешли в ранг родственников. Счастье – это то, что у меня есть моя работа, я каждый день иду знакомой дорогой в школу с радостью. У меня всё есть для того, чтобы быть не просто счастливой, а очень счастливой.

    – Чтобы жизнь стала яркой, увлекательной, динамичной, нужны вдохновение и силы. Где их черпаете?

    – Мои источники – это объятия моих сыновей, родительская гордость за меня, благодарность учеников и их родителей, общение с друзьями, поддержка близ­ких, новые впечатления, путешествия, энергия Байкала. В общем, простые человеческие радости. Впереди ждёт федеральный этап конкурса «Учитель года – 2019», а значит, скучать мне не­когда. Я уже полна сил и вдохновения для новых свершений!

    – Если бы у Вас появилась возможность что- то изменить в прошлом, что бы Вы сделали в первую очередь?

    – У Чарли Чаплина есть замечатель­ное обращение к себе, в котором напи­сано: «Когда я начал любить себя, я пе­рестал стремиться к другой жизни, вдруг увидел, что всё, что окружает меня, при­глашает меня расти. Сегодня я называю это “Зрелость”».

    Я уже достаточно зрелый человек, чтобы пытаться изменить прошлое. По­нимаю, что это невозможно. Есть «ше­роховатости», которые хотела бы из­менить, но – увы! Зато я с надеждой и оптимизмом смотрю в будущее. Сейчас я стараюсь жить так, чтобы потом ни о чём не жалеть.

    – На профессиональном пути учителя под­стерегают различные трудности: эмоциональ­ное напряжение, стресс, профессиональное вы­горание, – поэтому он должен уметь отдыхать. Что для Вас является отдыхом?

    – Отдых для меня – это время, про­ведённое с моей семьёй. Не важно, чем будем заниматься, мы всегда най­дём общее дело. А если говорить об идеальном отдыхе, то это возможность провести время на своей любимой даче на берегу Байкала: запах костра, вкус­ный шашлычок, банька, мои мальчу­ганы, пинающие мяч, любимый муж, друзья, заглянувшие на огонёк. Здо­рово жить!

    – В Вашей копилке много наград. Какая из них Вам особенно дорога?

    – Смотря что мы подразумеваем под наградой. Конечно, сегодня для меня звание «Учитель года» является самым высоким. Очень приятно по­лучить шикарный автомобиль, кото­рый уже стал нашим семейным лю­бимцем. Но самую ценную награду я получила на конкурсе «Учитель года»: меня нашла моя первая учительница Вера Николаевна Никулина. Она так и живет в Якутии, а узнала про меня в Интернете. Очень гордится мной. В разговоре напомнила, что я ей часто писала слова признательности, и она хранит и перечитывает эти детские строки. До слёз!

    – Как обрести своё призвание?

    – Только сердцем и никак иначе! Надо искать там, где интересно и комфортно. Я своё дело давно нашла, и на ум сейчас приходят строки со­временной песни «Сансара»:

    Делай вопреки, делай от руки.

    Мир переверни, небо опрокинь.

    В каждом наброске, в каждом чер­новике –

    Учитель продолжается в своём ученике…

    P.S. от редакции:

    В конце июня Ольга Леонидовна улетает в Японию с официальной делегацией, затем из Токио – в Москву на установочный семинар, ко­торый является «предвестником» федерального этапа конкурса «Учитель года». Лето предстоит интересное, насыщенное, динамичное.

    Другие публикации
    Мы в социальных сетях: