• «ТЫ НЕ ОДИН»: опыт организации постинтернатного сопровождения обучающихся профессиональной образовательной организации

    06 Фев 2024
     
    15:05
     

    Текст: Светлана Владимировна Андреева,
    руководитель отделения
    постинтернатного сопровождения
    ГБПОУ ИО ЧТПрИС

    Валентина Сергеевна Матвеенко,
    заведующий лабораторией
    социальной адаптации и
    постинтернатного сопровождения
    отдельных категорий обучающихся
    кафедры инклюзивного образования
    ГАУ ДПО ИРО

    Надежда Александровна Филиппова,
    социальный педагог ГБПОУ ИО ЧТПрИС

    Наталья Николаевна Юртина,
    воспитатель общежития
    ГБПОУ ИО ЧТПрИС

    Марина Алексеевна Яковлева,
    педагог-психолог, ГБПОУ ИО ЧТПрИС

    Постинтернатное сопровождение в Черемховском техникуме промышленной индустрии и сервиса функционирует на основании закона Иркутской области от 29.04.2021 № 35-ОЗ «О постинтернатном сопровождении в Иркутской области» и представляет собой деятельность участников по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению, осуществляемая путём реализации комплекса мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой постинтернатного сопровождения.
    Законом к основным задачам постинтернатного сопровождения отнесены:
    • оказание содействия лицам, подлежащим постинтернатному сопровождению, в социальной адаптации, формировании и развитии навыков самостоятельной жизни;
    • оказание содействия лицам, подлежащим постинтернатному сопровождению, в получении ими дальнейшего образования, в трудоустройстве, в организации досуга, в обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития;
    • оказание содействия лицам, подлежащим постинтернатному сопровождению, в защите и реализации их прав, в том числе права на жилище.

    Построить карьеру, наладить быт и обрести семью

    Специалисты отделения постинтернатного сопровождения техникума помогают обучающимся успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстраивать конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создавать крепкие социальные контакты с близким окружением и государственными структурами.
    Постинтернатное сопровождение предполагает не только индивидуальный подход к обучающимся с привлечением разных специалистов. Оно направлено на развитие самостоятельности, творческой инициативы у обучающегося.
    Педагоги техникума разрабатывают программы, организуют работу кружков, секций и студенческих объединений, которые способствуют адаптации обучающихся и дальнейшей их интеграции в общество.
    Например, программа «Мы и социум», разработанная социальным педагогом, направлена на формирование личности, интеграцию обучающегося в социум, поддержку его социальных инициатив и достижений. В программу включены экскурсии, беседы, практические занятия, тренинги, встречи с представителями различных служб и ведомств: территориальной избирательной комиссии г. Черемхово, Центра занятости населения по городу Черемхово и Черемховскому району, многофункционального центра, правоохранительных органов и др. Программа «Я – хозяин своей судьбы» помогает обучающимся совместно с педагогом-психологом знакомиться с методами и эффективными способами поиска работы, построением карьеры, культурой профессионального общения. Занятия помогают подопечным разобраться в сложных жизненных вопросах: как правильно сделать выбор в определённой ситуации; как поставить цель; как найти своё предназначение.


    Кому предоставляется постинтернатное сопровождение:
    • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
    • лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, которые завершили своё пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или ранее находились под попечительством, в том числе в приёмной семье;
    • лицам до 23 лет, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя.


    Программы кружковой деятельности, наиболее востребованные по итогам анкетирования обучающихся, были разработаны воспитателями общежития техникума. На занятиях кружка «Будущее в моих руках» обучающиеся приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. На занятиях кружка «Молодые кулинары» юноши и девушки знакомятся с национальной русской кухней, учатся экономно вести хозяйство, рационально использовать продукты. У обучающихся формируются навыки приготовления различных блюд, их оформления и правильной сервировки стола.
    Программа кружка «Цифровая среда» разработана с целью приобретения обучающимися теоретических знаний и практических навыков работы на персональном компьютере, а также освоения цифровых государственных сервисов, таких как Gosuslugi.ru, nalog.ru и др.


    Кто участвует в постинтернатном сопровожд ении обучающихся:
    •организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей;
    •государственные профессиональные образовательные
    организации;
    •исполнительные органы государственной власти;
    •организации социального обслуживания;
    •территориальные органы федеральных органов
    государственной власти;
    •органы местного самоуправления муниципальных
    образований;
    •Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской
    области;
    •Уполномоченный по правам человека в Иркутской
    области;
    •некоммерческие организации;
    •граждане Российской Федерации – добровольцы
    (волонтёры).


    Результаты деятельности коллектива техникума показывают, что обучающиеся, находящиеся на постинтернатном сопровождении, мотивированы к прохождению профессионального обучения. Мы считаем, что одним из показателей успешного социального развития обучающегося является наличие положительно-ориентированных жизненных планов: обращение в центр занятости населения с целью трудоустройства, обустройство жилища, создание семьи, получение второго или дополнительного профессионального образования, получение водительского удостоверения и др.

    Социальная адаптация и успешная интеграция выпускников невозможна без командной работы специалистов отделения постинтернатного сопровождения. Руководитель отделения, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели являются командой единомышленников, которых связывают доверительные партнёрские отношения с обучающимися!1


    1 Фото в статье из архива ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

    Мы в социальных сетях: