Текст: Ия Анатольевна Еременко,
тьютор для детей с ОВЗ ЧОУ «Образовательный комплекс
«Точка будущего»», г. Иркутск
«Таврида» – первый шаг к реализации проекта
Летом прошлого года я подала заявку на участие в акселераторе «Создавай. Таврида» арт-кластера «Таврида». Выбрала именно это направление, потому что оно позволяло представить и развить свой проект и даже получить грант на его реализацию. Отмечу, что грантовое направление даёт возможность получить до 1,5 миллиона рублей на реализацию проекта. Заявка на грант подаётся онлайн, но на некоторых заездах есть возможность защитить проект очно, а перед этим пообщаться с экспертами и получить рекомендации по заполнению заявки, что увеличивает шансы на победу. Так как я работаю в школе тьютором для детей с ограниченными возможностями здоровья и занимаюсь в студии «О» художественным творчеством со взрослыми людьми с ментальными особенностями, первой идеей, которую я указала в заявке, было создание коллекции одежды с наивными и простыми рисунками моих воспитанников. В числе участников с лучшими идеями проектов меня пригласили пройти полуторамесячный обучающий онлайн-курс, на котором нам рассказали о бизнес-процессах проекта и получении гранта. Обучаясь в акселераторе, я решила скорректировать идею проекта: придумать одежду, которая будет комфортной как для людей с ограниченными возможностями здоровья, так и без особенностей в развитии и здоровье.
В завершение курса были отобраны лучшие проекты и меня пригласили на заезд «Главная сцена», где мы дорабатывали проекты и защищали грант.
Для справки
«Таврида» – это платформа
возможностей для молодых деятелей
креативных индустрий, культуры и
искусства – граждан РФ в возрасте
от 18 до 35 лет. Проект реализуется
при поддержке Федерального
агентства по делам молодёжи.
В 2023 году конкурс на
получение гранта проводится
по 16 направлениям. Например,
рассматриваются проекты,
направленные на развитие малых
территорий, популяризацию ЗОЖ,
сохранение семейных ценностей.
О команде и концепции проекта
Для реализации гранта мы собрали небольшую команду. Я держу общий курс проекта, занимаюсь организацией мероприятий, провожу воркшопы с молодёжью. Также я руководила в нашей образовательной организации одноимённым проектом в рамках проектной деятельности. Учитель технологии София Москвитина выступает в качестве эксперта по производству одежды, проводит мастер-классы и курирует пошив одежды, который выполняют ученицы 6 и 7 классов. Наш консультант по реализации гранта – Наталья Попова, директор Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга». Цель моего проекта – формирование инклюзивного сообщества путём проведения серии мероприятий, посвящённых созданию одежды, учитывающей особые потребности людей. На мастер-классах, воркшопах и школьных уроках технологии дети и взрослые работают в инклюзивных группах, где они знакомятся, общаются и вместе создают предметы одежды.
Работа по созданию коллекции ведётся в образовательном комплексе «Точка Будущего» и на базе студии «О» в Иркутске. В школе ученики проводят опросы среди одноклассников, задавая вопросы о выборе и удобстве предметов гардероба, и создают коллекцию одежды на уроках проектной деятельности и технологии в смешанных группах (дети нормотипичные и дети с ОВЗ). Готовую коллекцию представляют на школьном мероприятии. Параллельно тенденции инклюзивной моды и проблемы пользователей исследуются командой проекта с привлечением молодых дизайнеров или молодёжи – иркутяне в возрасте от 18 до 35 лет, которые хотят попробовать себя в дизайне одежды. Мы проводим глубинные интервью с родителями, педагогами, подростками и известными людьми с инвалидностью. Так, я выяснила, какую одежду люди считают удобной, какие сложности при взаимодействии с одеждой бывают, собрала данные и систематизировала запросы, чтобы позже вывести принципы коллекции одежды совместно с учениками.
Обобщив ответы, я узнала следующее:
■ Людям с протезами рук узки обычные рукава. Кроме того, важно, чтобы внутренний материал рукава не тормозил прохождение протеза.
■ У людей с повышенной тактильной чувствительностью вызывают беспокойство узкие модели одежды, «колючие» швы и ткани.
■ Людям с кохлеарными имплантами неудобны узкие вороты, которые при надевании могут сорвать речевой процессор.
■ Если человек проводит много времени в инвалидной коляске, необходимо продумать такую посадку одежды, чтобы рукам и ногам было комфортно в согнутом положении.
На основе детских идей и работы группы дизайнеров совместно со взрослыми людьми с ментальными особенностями (в возрасте от 18 лет, занимающиеся в студии «О») создаются эскизы одежды, которая отшивается в ателье. Готовая коллекция презентуется на мероприятии городского уровня и раздаётся благополучателям, участвующим в разработке коллекции и в опросе. Перед этим снимаются лукбук и промовидео коллекции одежды для дальнейшего продвижения, масштабирования и поиска партнёров. Предполагается представлять коллекцию одежды на конкурсах.
От эскизов до готовых изделий: как школьники принимали участие в проекте
В школе над созданием одежды All inclusive я работала с двумя инклюзивными группами обучающихся: учениками 2 и 3 классов, учениками 6 и 7 классов. Инклюзивная группа – это группа, где собраны дети, которые учатся как по адаптированным общеобразовательным программам, так и по основным общеобразовательным программам. Над проектом работали постоянные участники и те, кто присоединялся на разных этапах. Целью работы младшей группы было создание эскизов одежды и иллюстраций для её дизайна. Сначала я помогла ребятам актуализировать знания о видах одежды; затем они узнали, как изготавливают ткань и какие виды ткани бывают, как шьётся одежда; думали о том, какую одежду удобно надевать и в какой одежде удобно двигаться. После школьники рисовали эскизы и рисунки, которыми им хотелось украсить одежду.
Со старшей группой я использовала следующую технологию проектной деятельности: работа с проблемой – постановка цели – анализ цели – планирование (включая этап исследования) – реализация – фиксация результата – рефлексия.
Ученики согласились принять участие в проекте, но мне необходимо было понять, почему им важно работать над этой темой. Ответы школьников были разными: «хочу помочь другим детям»; «испытываю сложности сам», «понимаю, что другим людям бывает сложно, и хочу, чтобы им было легче»; «люблю шить и хочу практиковать навыки шитья». Помимо этого, ребятам хотелось подумать над созданием школьной формы, ведь значительное количество времени они носят именно её. Цель, сформулированная с учениками старшей группы, – придумать удобную одежду, подходящую под параметры разных обучающихся, рассмотреть варианты одежды, которые можно будет использовать как школьную форму. Инструменты достижения цели: опрос одноклассников и формулировка принципов коллекции одежды на основе существующих проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и запросов всех детей. Ученицы сами выбирали, о чьих потребностях они хотят позаботиться. Например, одна из девушек решила поразмышлять о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как у неё подобное заболевание и она понимает, какие сложности обычно возникают при взаимодействии с одеждой. Остальные дети решили подумать, как взаимодействуют с одеждой незрячие люди. Вся команда высказывала предположения о том, что может быть неудобным и сложным, а потом искала подтверждения или опровержения своим гипотезам в Интернете или с помощью глубинных интервью.
Так, мы сформулировали основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья при выборе одежды.
Проблемы незрячих людей:
■ не знают, какого цвета одежда; могут надеть одежду, не сочетающуюся по цвету, стилю;
■ не могут прочитать информацию об уходе за одеждой, из-за чего вещь может испортиться при стирке;
■ при носке одежда может испачкаться или помяться, а на некоторые ткани липнут шерсть и мелкая пыль, поэтому незрячий человек может выглядеть неаккуратно и не знать об этом.
Проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
■ сложно застёгивать мелкие застёжки (особенно пуговицы);
■ неудобно продевать руки и ноги в узкие рукава и штанины, так как у некоторых детей конечности плохо двигаются или не выпрямляются до конца;
■ неудобно надевать некоторые виды одежды, например, рубашки и сорочки облегающего кроя, так как обучающиеся не могут свести руки за спиной;
■ протирается ткань брюк на коленях из- за особенностей походки.
Одним из главных результатов в работе над проектом стала разработка принципов инклюзивной коллекции одежды. Так, инклюзивная одежда должна отвечать следующим принципам:
- Универсальность: одежда удобно сидит на разных фигурах, настраивается по полноте и росту.
- Удобно надевать, удобно двигаться: крой учитывает ширину шага, возможность распахивать руки, тянуться вверх, сгибаться.
- Ткани: приятные на ощупь, немнущиеся, немаркие, дышащие, в определённых местах уплотнённые.
- Лаконичный дизайн: нет лишних деталей, одежда выглядит современно, она понравится детям как с особенностями развития, так и без.
Для помощи незрячим людям девочки предложили найти технологию, которая с помощью приложения на телефоне будет озвучивать, какая выбрана модель одежды, для каких случаев подходит; передавать информацию об уходе за одеждой. Специалисты IT-службы образовательного комплекса «Точка Будущего» поддержали идею и предложили в будущем совершенствовать создание такой одежды с помощью современных IT-технологий.
Первой отшитой моделью одежды стал двухсторонний сарафан с регулируемым поясом и магнитными застёжками, что позволяет
удобно регулировать посадку изделия по полноте. Следующими для пошива обучающиеся выбрали кюлоты, блузку и платье. Работая со школьниками над проектом, я заметила, что ребятам из старшей группы сложнее планировать и обсуждать предстоящие проектные задачи, у них наблюдается неравномерная мотивация, связанная с разными личными задачами. Обучающимся из младшей группы нужен дополнительный наглядный материал. Отмечу, что во время работы над проектом развивались и мои тюторские навыки. Я научилась индивидуализировать учебные задачи, находить соответствующие рабочие инструменты.
Благодаря работе с людьми с особенностями развития я переосмысливаю устои и учусь смотреть на мир шире. Я стараюсь делать так, чтобы обучение было интересным для каждого ребёнка.
Мастер-классы и воркшопы
Ещё в течение года мы проводим мастер-классы по изготовлению аксессуаров в школе (может участвовать любой ученик) и на базе студии «О» в Иркутске (участвуют взрослые люди с ментальными особенностями и жители города). Уже состоялось четыре мастер-класса, на одном из которых участники пробовали сшить шапку и забрали готовое изделие себе.
На воркшопах с молодёжью продумываем коллекцию одежды. На первом мероприятии мы постарались сосредоточиться на ощущениях, с которыми обычно живут дети с определёнными особенностями развития. На втором мероприятии мы рисовали и клеили коллажи, а на третий воркшоп планируем пригласить родителей, чтобы проверить корректность наших идей. Реализация проекта запланирована на год, поэтому осенью 2023 года мы проведём презентацию нашей коллекции. Самостоятельно я работаю над одеждой для детей дошкольного возраста, чтобы они смогли быстро научиться самостоятельно одеваться.1
¹ Фото в статье из архива автора, из архива «Таврида.АРТ».