Текст: Татьяна Николаевна Богдан,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Берёзка»
Наталья Сергеевна Дунцова,
учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Берёзка»
О ПРОБЛЕМЕ
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), наблюдая за их общением, мы видим, как им непросто излагать свои мысли и правильно выстраивать разговор. Кроме того, испытывая трудности при построении устной диалогической и монологической речи, дошкольники чувствуют себя скованно.
Несмотря на сложные речевые нарушения, дети остаются детьми. Они любознательны, хорошо ориентируются в современной технике и, конечно, любят играть.
Чтобы помочь ребятам справиться с имеющимися трудностями, мы проанализировали методическую литературу, освещающую вопросы диалогической речи дошкольников с ТНР, изучили технологию организации детской журналистики, которую предлагают С. М. Жарков, А. Н. Орлов, А. Ю. Дейкина. В результате пришли к выводу о том, что реализация в детском саду журналистской деятельности может способствовать речевой мотивации дошкольников, помочь им проработать существующие проблемы.
ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ
Прежде чем внедрять данную практику, мы определили её цели и задачи, подготовили годовой план предстоящей работы.
Первоначально мы с детьми, конечно, не без помощи родителей, оформили уголок «Детская журналистика», в котором разместили атрибуты сюжетно-ролевых игр «Мы журналисты» и «Мы телеведущие»: макет телевизора, детский компьютер, кинокамеры, фотоаппараты, микрофоны, блокноты, карандаши, шарфы и кепки с символикой «Светлячок ТВ». Далее для дошкольников с ТНР были отобраны дидактические словесные игры: «Угадайте, о ком я говорю?», «Угадайте, какая профессия у человека?», «Что изменилось», «Звукооператор», «Не пропусти профессию», «Подбери, что тебе нужно для работы». Также были разработаны схемы-подсказки. Составленные из картинок-символов, они заменяют вербальные абстрактные образы зрительными, что значительно упрощает обучение и способствует развитию диалогической речи. На занятиях в соответствии с символикой картинок мы с детьми подбираем вопросы. В процессе интервью ребёнок-корреспондент выстраивает диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов и блокнот с опорными схемами.
Дома дети продолжают тренироваться брать интервью. Например, они спрашивают, где и кем работают их родители, как мужская половина семьи служила в армии. В целом сотрудничество с родителями – важная часть нашей работы. Специально для них мы разработали памятки о том, как обсудить интервью с ребёнком, какими качествами должен обладать телеведущий, какие технические средства необходимы журналисту. Также проводим консультации, например, «Размышление о диалоге и мастерстве его ведения», «Знакомство с циклом коммуникативных игр» и др.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА «ВЕСТИ ИЗ СВЕТЛЯЧКОВ»
Результатом нашего творчества стала детско-родительская газета «Вести из Светлячков». Каждый выпуск оформляем на ватмане и наполняем его фоторепортажами с мероприятий, публикуем интервью с интересными людьми, социальные опросы, поздравления. Например, изучив тему «Осень», дети получили задание взять интервью у родителей о том, как они проводят выходные дни в данное время года. Родители, в свою очередь, помогли детям подготовить ответы, которые вошли в осенний выпуск газеты вместе с семейными фотографиями и детскими рисунками. Выпустив газету к Новому году, родители и дети
поделились традициями встречи всеми любимого праздника. От каждой семьи было представлено интервью, поздравления и рецепты любимых блюд.
Ко Дню защитника Отечества в группе организовали встречу с папами-военнослужащими. Пользуясь схемой-подсказкой, ребята брали у них интервью, фотографировали, снимали видео. Они уверенно выстраивали диалог с респондентом и не стеснялись быть в роли журналиста. Результатом работы стала газета «Папы – наша гордость». В канун 8 Марта ребята побывали на экскурсии в нашем детском саду и поговорили с его сотрудниками. Из интервью они больше узнали о профессиях, пользе этой работы и отношении к ней людей. В результате у нас получилась поздравительная газета с фотографиями сотрудников и их рассказами о своей работе.
МЕДИАКАНАЛ «СВЕТЛЯЧОК ТВ»
Кроме того, юные журналисты совместно с педагогами работают над медиаканалом «Светлячок ТВ». Репортажи с проведённых мероприятий транслируются в вестибюле детского сада и размещаются на его страницах в социальных сетях. Например, мы провели ток-шоу «Здорово жить!» о пользе фруктов и овощей для дошкольников. В роли ведущих выступили дети, а приглашённые в студию повар, врач, инструктор по физической культуре и помощник воспитателя отвечали на вопросы. Ещё один репортаж был подготовлен после встречи с писателем, журналистом Дарьей Масленниковой. Дети с большим интересом задавали Дарье вопросы, поэтому у нас получилась настоящая пресс-конференция.
ГОВОРИТЬ – ПРОЩЕ
По результатам проделанной работы дети не только стали активнее вступать в диалог и легче преодолевать речевые затруднения, но и приобрели знания норм общения, пополнили свой лексический запас.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой мотивации воспитанников.
Список источников
1. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога 5-7 лет: Книга для воспитателей. М.: 2003.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей детского сада. М.: 1999.
3. Константинова А. Н., Суровцева И. Ю. Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал «Логопед», 2008.
4. Коханная О. Е. Детская журналистика как творческий процесс// Вестник Московского государственного университета культуры и искусства, 2013. № 2 (52).
5. Латышева Н. Р., Медведева И. Н. Детская журналистика/ Н. Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 8.