• «В отражении сердец»: чунские школьники создали книгу о Великой Отечественной войне

    07 Июл 2022
     
    14:54
     

    Текст: Виктория Константиновна Титова, классный руководитель, учитель физики
    МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский

    С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной. Наш класс решил исследовать неизвестные ранее факты биографий родственников, участников боевых действий, тружеников тыла, вернувшихся с фронта или погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2015 году, в год семидесятилетия Победы, мы с моими воспитанниками подготовили Альбом Памяти «Я помню, я горжусь!». В создании Альбома Памяти приняли участие четырнадцать учеников 6 «А» класса. Каждый составил рассказ о своём родственнике – участнике Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Собранный материал имел отношение к семье каждого участника проекта. Благодаря выбранной теме события времён Великой Отечественной войны приобрели особую значимость, стали понятнее и ближе. Ребята уже тогда понимали, что особенно важно не только хранить фотографии своих предков, но и знать их героические дела, их жизнь.

    На тот момент многое из биографии родственников было неизвестно нам. Благодаря работе с семейными архивами, с сайтами «Мемориал», «Память народа», «Забытый полк» и другими мы собрали много важных сведений. Проделав большую краеведческую работу, мы создали книгу о том, как приближали Победу наши прадеды и прапрадеды, прабабушки, другие близкие родственники. Цель её одна – нести правду о войне, основанную на реальных фактах, которые связывают нас с живой историей.

    Идею создания Книги Памяти к 75-летию Великой Победы нам предложила заслуженный учитель школы РФ, автор книги «Они знали войну не по книгам» Зинаида Ивановна Дурас. Двадцатью участниками совместного проекта класса собран и представлен архивный материал о тридцати четырёх близких родственниках. Родители не остались равнодушными: помогали детям в поиске, писали запросы, поднимали семейные архивы, звонили близким. Когда открывались новые факты биографий, когда мы читали архивные документы, найденные на сайтах, на глазах были слёзы. Испытывая чувство глубокого уважения и гордости, понимая значимость и ответственность семьи в судьбе страны, все постарались внести свою лепту в святое дело сохранения памяти о солдатах войны 1941–1945 годов.

    Свою книгу мы назвали «В отражении сердец», она связывает нас живой историей, великими событиями военных лет, к которым мы ощущаем сопричастность, являясь потомками героев, победивших фашизм. Выпустив своих ребят во взрослую жизнь, я твёрдо верю, что дети, которые помнят и чтут память своих близких, знают свою историю, традиции своего народа, станут настоящими людьми, патриотами. Каждый из моих выпускников в день выпуска в 2020 году получил книгу «В отражении сердец» в подарок, а их родители уже вместе с младшими детьми продолжают поисковую работу о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.


    Из книги «В отражении сердец»
    «Война сделала нас взрослыми…»
    (из воспоминаний о военном детстве З. И. Дурас)

    «Когда началась война, мне было 7 лет. Видимо, это возраст, когда ребёнок особо остро воспринимает всё, что происходит вокруг. Ведь не случайно обучение детей начинается примерно в это время. С первых дней появились плакаты и лозунги «Родина-мать зовёт!», «Что ты сделал для фронта?», «Смерть фашистам!». Радио (репродуктор в виде чёрной тарелки – радиоприёмники были сданы в первые дни) сообщает о том, что происходит на фронтах (от советского информбюро ‒ голос Левитана мы узнавали без ошибки). Мы, малыши, уже не пропускали ни одной передачи и понимали, что там, куда ушли наши взрослые, плохо. Мой отец, уходя на фронт 11 августа 1941 года, сказал мне: «Ты уже старшая». Как будто эти слова прибавили мне ответственности. Я уже на второй день самостоятельно записалась в школу (хотя тогда принимали в 1 класс с 8 лет). Уже не проходили мимо того, что в магазинах моментально опустели полки-витрины (наша мама работала продавцом, и мы с сестрёнкой часто там бывали). Хорошо помню очереди, с ночи занимаемые за хлебом, карточки, на которых указывалось, что имеешь право купить хлеб – 300 г, масло растительное – 200 г, мясо-рыбу – 500 г (но мяса никогда не было, только солёная селедка или горбуша), соль, спички, мыло. Но возможность что-то купить представлялась не всегда. При утере карточки не восстанавливались, и люди страдали ещё больше.
    Мы уже знали, что на работу в шахту пошли женщины, видели, что с завода после работы возвращались мальчишки, измазанные мазутом (как мы им завидовали, – ведь теперь они уже взрослые), видели фотографии в газетах. Я как сейчас вижу на развороте газеты «Правда» снимок Тани Космодемьянской с петлёй на шее. Позже стало известно, что девушку звали Зоя. Стали появляться книги о пионерах-героях, фильмы о подвигах наших красноармейцев.
    Мы знали, что все большие здания в нашем городке (средние школы, Дом Советов) освобождены под госпитали, куда непрерывно везли раненых, хотя наш город был далеко от фронта. Знали, что выпускники 1941 года целыми классами уходили на фронт добровольцами. Наша старшая пионервожатая одна из всего класса осталась дома – у неё тяжело болела мать. Да я и не помню ребят старше седьмого класса, все они устраивались на работу.
    Все это и многое другое не могло не оставить глубокий след, отпечаток в сознании и душе маленьких детей, который сохранился на всю жизнь. Не раз задумывалась: «А как же я? Что сделала я? Смогла ли, выдержала бы?» в то время дети взрослели гораздо раньше, чем сейчас. К нам в город был эвакуирован Харьковский драмтеатр, где шёл спектакль по пьесе Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Это был наш любимый спектакль, любимые наши герои.
    Мы во всем хотели походить на Тимура. Мы поняли, что не должны сидеть сложа руки. В нашей помощи нуждались семьи фронтовиков, их дети. После школы мы шли домой к подшефной семье, ходили по организациям, в горсобес, добивались, чтобы этим семьям были выделены ордера на одежду, денежные средства, талоны на уголь. Взрослые никогда не сопровождали нас. Да и мысли такой не было, ведь тимуровцы делали всё тайно от взрослых. Хорошо помню последнюю семью, которой мы помогали. Отец их погиб на фронте, мать, заменив его, работала на шахте забойщиком. А дома – трое детей: голодные, раздетые, в холоде. Учиться из них никто уже не ходил: надеть нечего, да и младшего не бросишь. Мы выписали уголь, привезли его на санках, выбелили и вымыли квартиру, собрали вещи, какие были у нас, для детей, добились, чтобы им выделили 200 рублей, ордера на одежду. И так ходили всю зиму, стараясь чем-то помочь.
    Много и других хлопот было у нас. В городе все крупные здания переоборудовали в госпитали. Каждое воскресенье мы ходили туда. Помогали в палатах: кому постель поправить, кому письмо написать, почитать. А когда наш «обход» кончался, после ужина раненые собирались в помещении столовой, и мы начинали концерт. Без музыки, правда, иногда кто-то из раненых аккомпанировал нам на баяне, тогда концерт шёл вдвое успешнее, мы пели и плясали, читали стихи. Иногда нам подпевали раненые, если звучали «Катюша», «На рейде большом», «Синий платочек».
    В первые дни войны мы собирали в домах толстостенные бутылки, которые заполнялись горючей смесью и отправлялись на фронт. А в более поздние годы собирали семена для районов, освобожденных от фашистов. Люди делились чем могли. Кто-то давал немного семян овощей, кто-то – несколько картофелин. Собирали мы и тёплые вещи для бойцов, бумагу, конверты, шили кисеты и отправляли посылки на фронт. В адресах недостатка не испытывали: каждой семье был известен какой-либо номер полевой почты. Так и жили, слушая сводки информбюро, ожидая победы, а потом уже, став взрослой, я хотела узнать больше подробностей и рассказывать, передавать молодым, чтобы знали, чтобы помнили, как важен мир на планете».


    Слово об учителе и человеке

    Зинаида Ивановна Дурас родилась 17 января 1934 года в селе Ивановка Анжеро-Суджинского района Кемеровской области. В 1955 году окончила физико-математический факультет Томского государственного педагогического института. Педагогическую деятельность начала в Томской области учителем математики и физики Васюганской средней школы.

    В 1961 году переехала в посёлок Чунский, прошла путь от учителя до заместителя директора школы. Она потомственный педагог, в её семье выросли три поколения работников образования. Сама Зинаида Ивановна 50 лет своей жизни отдала школе и детям. Педагог имеет звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Почётный гражданин Чунского района». Зинаида Ивановна – создательница первого в районе школьного музея, комнаты боевой и трудовой славы. С учениками школы педагог объездила места боевой славы, где сражались в годы Великой Отечественной войны советские солдаты. Хатынь, Ленинград, Брест… Деньги на поездки дети зарабатывали своим трудом, в том числе и на предприятиях лесопереработки. 21 год ученики Зинаиды Ивановны Дурас встречались с ветеранами войны, собирали материалы. Вместе издали книгу о земляках «Они знали войну не по книгам». Почему именно она, учитель физики, стала ещё и краеведом? С детства в её душе осталась война как незаживающая рана. Именно поэтому она, встречаясь с современными школьниками, доносит до них память тех военных событий, которые ей пришлось пережить самой.


    Мы в социальных сетях: