• Развитие отечественной системы повышения квалификации учителей: история

    21 Янв 2022
     
    13:36
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

    Первые формы повышения квалификации педагогов не имели государственной поддержки и появились ещё в дореволюционное время (примерно 60-е гг. XIX в.). Исторические события (отмена крепостного права, проведение земской реформы, появление начальных народных училищ (далее – земских школ) внесли свои коррективы. Благодаря земской реформе губернские и уездные органы власти могли заниматься строительством школ, осуществлять контроль за преподаванием, назначением и увольнением учителей. Начиная с 1861 г. в Харькове, Киеве, Митаве, Одессе и других городах по инициативе земств были организованы первые съезды учителей.

    На них не только решалась задача объединения усилий земского учительства по развитию школьного образования, но и повышался профессиональный уровень (проводились тематические курсы, где осуществлялся обмен опытом, также педагоги могли обсудить учебные планы, программы, методы обучения и воспитания). Однако активность учительской общественности не поощрялась царским правительством, упомянутые мероприятия не поддерживались, они зависели от общественно-политической ситуации и находились под полицейским надзором, поэтому не отличались систематичностью. Но именно они повлияли на становление форм повышения квалификации учителей (курсы в рамках учительских съездов; краткосрочные курсы, проводимые в летний период; уездные, районные конференции и совещания и др.), которые существовали вплоть до 1917 г.

    С приходом власти Советов статус системы повышения квалификации работников образования, как и основная задача, изменились и приобрели общегосударственное значение. Повысить квалификацию означало подготовить учителей к роли активных проводников общественно-политических идей советской власти на местах. Сначала были задействованы дореволюционные формы (педагогические курсы, съезды, конференции), но к концу 1920-х гг. появились экскурсии производственного и общекультурного характера, стажировки, получила развитие общая методическая работа в школе, начали говорить о важности самообразования как индивидуальной формы работы. На протяжении нескольких лет наблюдались преобразования, представленные ниже.

    Также к концу 1920-х гг. сформировалось единое представление о повышении квалификации педагогов. Имелся в виду процесс непрерывной деятельности, обусловленной социальными требованиями государства и общества к школе и педагогу. Определились содержание, организационные формы и методы работы; рассматривались преподавательские кадры и контингент обучающихся, материально-финансовые условия.

    В 1930–1950 гг. по-прежнему велась работа по повышению общеобразовательного и идейно-политического уровня педагогов, но больше внимания уделялось методическому направлению, а именно:
    ❶ Организовывались занятия с целью овладения технологиями педагогического труда, практическими умениями.
    ❷ Стала востребованной работа по обобщению и пропаганде передового педагогического опыта.
    ❸ Проводилась аттестация на звание учителя начальной и средней школы.
    ❹ Повсюду создавались институты усовершенствования учителей,
    выступающие научно-методическими центрами повышения педагогического мастерства работников образования и обобщения и
    распространения передового опыта и включающие:
    ■ работу системы курсов,
    ■ учебно-методическую разработку программно-лекционного материала,
    ■ учебно-методическую работу с учителями,
    ■ опубликование сборников со статьями, где педагоги могли поделиться опытом.
    Основными формами работы являлись вечерние и воскресные курсы, летние курсы, конференции, семинары, практикумы, лекции и др.

    К 1960 г. в стране насчитывалось 160 институтов усовершенствования учителей. С 1972 г. открылись факультеты повышения квалификации для обучения директоров школ, их заместителей, работников городских и районных отделов народного образования в университетах и педагогических институтах, несколько лет спустя начали проводить курсы для учителей.
    Также в это время появились нормативные документы, разрабатываемые Министерством просвещения СССР, они освещали все вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов. В 1985 г. институт повышения квалификации преподавателей педагогики и психологии реорганизовался во Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования.

    С 1990 г. начался этап модернизации системы повышения квалификации, обусловленный переменами в содержании, структуре, способах управления государственной системой образования.

    Направления развития образования (постсоветский период) позволили оптимизировать деятельность системы повышения квалификации.

    Как мы видим, система регулярного повышения квалификации совершенствовалась постепенно. Время, диктовавшее новые требования, предъявляемые социумом, ставило задачи, которые необходимо было решить. И самой действенной формой повышения квалификации педагогов стала курсовая подготовка, берущая начало ещё в дореволюционный период, когда учителя пришли к единому решению о необходимости не останавливаться на достигнутом.


    Список литературы

    1. Мунчинова Л. Д. Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России / Л. Д. Мунчинова // Дискуссия.№ 8 (38). С. 138–143.
    2. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. 216 с.
    3. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917–1981 гг.) / П. В. Худоминский. М.: Педагогика, 1986. 240 с.1

    Мы в социальных сетях: