• Ваш ребёнок — прирождённый виолончелист?

    19 Окт 2021
     
    14:45
     

    Текст: Ирина Григорьевна Ерофеевская,
    преподаватель по классу виолончели МБУДО «Детская музыкальная школа № 3»
    г. Иркутска

    В настоящее время есть довольно богатый выбор секций, кружков, школ искусств или музыкальных школ, основной задачей которых является всестороннее развитие ребёнка. Несложно выбрать учреждение дополнительного образования, если у ребёнка очевидна тяга к спортивной или художественной деятельности, но когда родитель видит, что ребёнок с раннего детства проявляет интерес к музыке, часто напевает недавно услышанную мелодию и с замиранием сердца рассматривает музыкальные инструменты в оркестровой яме, то возникают вопросы. Какому инструменту отдать предпочтение? Есть ли какие-то показатели, признаки, позволяющие судить о том, на каком инструменте сыну или дочке будет легче заниматься? Часто родители руководствуются советами друзей и знакомых, которые рекомендуют обучиться игре на наиболее популярных инструментах, к примеру, фортепиано или скрипке. Но не все родители знают, что отборочная комиссия на вступительных экзаменах, оценивая данные будущего обучающегося, может точнее подсказать, какой инструмент лучше всего подойдёт ему. Рассмотрим, какие признаки говорят о том, что ваш ребёнок – прирождённый музыкант, имеющий все данные для того, чтобы стать выдающимся виолончелистом.


    Виолончель принадлежит к инструментам скрипичного семейства, в переводе с итальянского языка слово «виолончель» обозначает «басик», или маленький бас. Впервые этот инструмент упоминается в сборнике сонат Аррести, изданном в 1665 году. До середины XVII века он носил разные названия, но смысл их сводился к одному – виолончель считалась басовой скрипкой.


    ❶ Музыкальный слух (абсолютный или относительный).
    Умение хорошо различать мелодии, интонировать их, запоминать способствует тому, что в будущем обучающийся без труда сможет воспроизводить на инструменте всё ранее услышанное, а также импровизировать.
    ❷ Длинные пальцы и их уплотнённые подушечки.
    Звукоизвлечение на виолончели производится благодаря нажиму на струны и движению смычка. Чем сильнее нажим смычка и быстрее его движение, тем интенсивнее колебание струны. Поскольку вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, детям, у которых замечены длинные пальцы и более уплотнённые подушечки, учиться намного легче.
    ❸ Интуитивное представление о виолончельном исполнительстве при первом знакомстве с инструментом.

    В наше время о виолончели, к сожалению, намного меньше знают, хотя она отличается от других смычковых своим неповторимым бархатным звуком. Соответственно, впервые увидев виолончель, не каждый взрослый сразу скажет, стоя или сидя играют на этом инструменте, какая рука держит смычок, а какая отвечает за нажим струн на грифе. Однако есть дети, удивляющие тем, что без подсказки педагога сразу же демонстрируют практически полностью правильную посадку. В дальнейшем, подобрав размер инструмента и смычка, а также высоту стула исходя из физических данных ученика, педагог скорректирует постановку рук и научит свободной координации движений, что будет способствовать успешному развитию исполнительских навыков.

    Отталкиваясь от этих признаков и прислушиваясь к советам отборочной комиссии, родитель без труда поможет ребёнку определиться, постепенно подняться по ступенькам к успеху и наметить дальнейший путь, который, возможно, будет связан с деятельностью симфонических оркестров, где трудятся на благо культуры известные музыканты нашей страны, в прошлом обучающиеся музыкальных школ, когда-то верно выбравшие определённый инструмент.1


    1 Фото в статье из архива автора.

    Другие публикации
    Мы в социальных сетях: