• Проект «Мы вместе»: успешная социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов разных возрастных категорий

    14 Окт 2020
     
    10:52
     

    Текст: Елена Валерьевна Крестина,
    главный специалист отдела образования Комитета по социальной политике и культуре МО Слюдянского района

    Наталия Владимировна Золотова,
    педагог-библиотекарь, руководитель «Родительского Открытого Университета» МБОУ СОШ № 50 МО Слюдянского района

    Заболевание ребёнка чаще всего приводит к глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Обнаружение у ребёнка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние.

    Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации. На семью с ребёнком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем.

    Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. В них деформируются сложившийся стиль внутрисемейных отношений, система отношений с окружающим миром, особенности миропонимания и жизненных ориентаций каждого из родителей.

    В Слюдянском районе накоплен уникальный опыт работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов. Это итог совместной деятельности двух структур: «Родительского Открытого Университета» школы № 50 г. Слюдянки и инновационной педагогической площадки специалистов социально-психологической службы в системе образования района.

    В 2018 году был разработан долгосрочный проект «Мы вместе», целью которого стало создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов разных возрастных категорий, включая детей раннего возраста. За основу были взяты массовые формы работы, имеющие социально значимую, практико-ориентированную направленность, в т. ч.:

    – заседания «Родительского Открытого Университета»;

    – педагогические марафоны;

    – событийные мероприятия;

    – сетевые проекты;

    – семейные акции.

    В проект были равноценно включены дети, родители и педагоги. Наша статья посвящена отдельным мероприятиям, реализованным в рамках проекта в 2019–2020 учебном году.

    1. Родительский Открытый Университет (РОУ)

    Родительский Открытый Университет Пленарное сессии

    Большое внимание руководителями проекта было уделено родительскому просвещению. В 2019–2020 учебном году организована и проведена девятая сессия «Родительского Открытого Университета», которая состояла из пяти заседаний, объединённых общей темой «Родители – ЗА счастливое будущее детей!»

    Заседания Университета проходили на разных образовательных площадках района – в школах и детских садах. В течение трёх месяцев более четырехсот родителей посетили практико-ориентированные занятия РОУ по направлениям: «Возрастная психология и физиология», «Педагогика семейного воспитания», «Содружество семьи и школы».

    Активными участниками заседаний стали родители (законные представители) детей с ОВЗ и детей-инвалидов разных возрастных категорий. В результате мы имеем от них заявки на следующие заседания РОУ по конкретным, интересующим их вопросам, в основном в области специальной психологии и логопедии.

    2. Семейная акция «Крылья Ангела»

    В ноябре 2019 года в формате районного сетевого мероприятия состоялась семейная акция «Крылья Ангела». Акция прошла в один день, по единому плану, одновременно на пяти площадках культурно-просветительских организаций района: в трёх воскресных школах православных храмов района (г. Слюдянка, г. Байкальск, р. п. Култук), в межпоселенческой библиотеке г. Слюдянка и городской библиотеке г. Байкальска.

    Участниками акции стали 98 детей из многодетных семей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 9 лет из 23 учреждений образования и социальной защиты Слюдянского района. Акция проводилась в формате творческой мастерской рисунков. Девочки и мальчики рисовали ангелочков, ведь в детских глазах ангел-хранитель – это мама, оберегающая их с первых дней жизни. Настроиться на нужный лад детям помогали педагоги-психологи, профессиональные художники и музыканты. В сотворчестве с детьми творили маленькое чудо родители, воспитатели и учителя.

    3. Событийное мероприятие
    «Сказка, двери распахни»

    28 декабря 2019 года, накануне дня рождения Байкальского Деда Мороза (Байкальский Дед Мороз – бренд Слюдянского района), была организована встреча зимнего волшебника с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, обучающимися в школе № 7 рабочего поселка Култук Иркутской области.

    Образовательная организация была выбрана не случайно. В школе обучается большое количество детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, детей из малообеспеченных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Мероприятие имело простую цель: сделать новогодний праздник доступным для всех. Ведь не у каждого «особенного» ребёнка есть возможность посещать общегородские праздники, лично пообщаться с Дедом Морозом и получить от него подарок. Поэтому и было решено доставить праздник прямо к детям. Нашими социальными партнёрами выступили администрация Слюдянского городского поселения и Совет сельских женщин рабочего посёлка Култук.

    4. Муниципальный сетевой проект для детей
    с ОВЗ и детей-инвалидов «Территория творческого чтения»

    XXI век для человечества считается информационным. Родился виртуальный мир, который предоставляет всеобщий доступ к информации. Стремление к быстрому получению конкретной информации ведёт к снижению интереса к книге. А ведь именно детская литература питает ум и воображение ребёнка, открывая ему новые миры, и влияет на становление характера.

    Основной целью сетевого муниципального проекта стало формирование читательского интереса у детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, их приобщение к чтению, раскрытие творческого потенциала.

    Проект реализовывался с января по март. А подведение итогов пришлось на период самоизоляции – апрель 2020 г.

    Участниками сетевого муниципального проекта стали дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды Слюдянского района, обучающиеся по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также их родители и педагоги.

    Проект получился масштабным и интересным. Об этом позволяет судить количество участников – более двухсот человек.

    Участникам проекта была предложена «Золотая книжная полка» – перечень популярных детских книг. Дети выбирали понравившееся произведение и на основе его содержания выполняли творческую работу в одной из номинаций: «Иллюстрация», «Поделка», «Сочинение», «Презентация», «Буктрейлер», «Создание собственной сказки с иллюстрациями».

    Если ребёнка не устраивал предложенный перечень книг, то он работал с давно ему известным и любимым произведением.

    Результат превзошёл все наши ожидания – насколько разноплановыми были работы: бизиборды, объёмные поделки 3D из бумаги и картона, ростовые куклы, вязаное панно, скульптуры в технике «тестопластика», поделки из дерева, инсталляции, аппликации, иллюстрированные книги и сочинения. Работы были выполнены детьми совместно с родителями или педагогами, что способствовало развитию навыков коммуникативного взаимодействия в паре «ребёнок – взрослый» в процессе интеллектуально-творческой деятельности.

    Проект показал, что дети, страдающие даже сложными дефектами развития, обладают недюжинным творческим потенциалом и потребностью этот потенциал реализовывать. Главное – вовремя это заметить и поддержать![1]


    [1] Фото в статье из архива Е. В. Крестиной и Н. В. Золотовой.

    Мы в социальных сетях: