• «Немые свидетели времени»: фотографии, что хранят память о фронтовых буднях и подвигах

    19 Авг 2020
     
    13:52
     

    Текст: Ольга Германовна Головко,
    учитель истории и обществознания
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

    Память о моём дедушке, пропавшем в 1942 году без вести, пожелтевшая от времени фотография, на ней надпись, сделанная моей бабушкой – почерк чёткий, учительский: «Орлов Иван Тимофеевич, деревня Филиппово, Братский район». Искала ли бабушка Анна Фавстовна деда, не могу сказать. Возможно, сказалось чувство осторожности, ведь она принадлежала поколению переживших сталинские репрессии. Теперь, когда само государство помогает близким найти хоть какие-то данные о погибших, дело моей чести – отыскать «следы» моего деда.

    «…добрая память о мало кому известных
    подвигах учителей»

    Бабушка вообще была немногословной, умела слушать собеседника. Ей доверяли ключи от квартир соседи, обращаясь с просьбой вовремя отправить в школу детей, почтительно кланялись вечером, приходя с работы. Её выпускники издалека всегда приветствовали, выражая своё почтение. Я часто была свидетелем того, как она удивительно точно называла имена своих бывших учеников, как будто и не расставалась с ними с тех далёких предвоенных и военных лет.Причина такой долгой памяти в том, что очень много было пережито вместе с этими детьми, так много, что забыть невозможно.

    Анна Фавстовна Орлова работала учителем в самые трудные годы, которые выпали на долю её поколения

    Курсы учителей вспомогательных школ 1-й ряд, третья справа, – А. Ф. Орлова

    Многие ученики моей бабушки, а тогда молодой учительницы – испуганные малыши с печальными глазами – попали в Иркутск в начале войны. Учителя становились для них наставниками, помощниками, а если нужно, и защитниками, ведь всякое бывало в школе, на улице. Невозможно стереть из памяти рассказы о военных годах, об украденных хлебных карточках и помощи соседей, чтобы не умерли с голоду, о работе на подсобных полях и огородах школы № 20 города Иркутска, чтобы сохранить детей и накормить их тем, что выращено учителями. Вместе с детьми с весны заготавливали зелень: черемшу, щавель, дикий лук, чеснок, ягоду. И всё же этого было недостаточно. Учителям выдавали дополнительный паёк: яичный порошок и что-то напоминавшее пельмени. Имея своих детей, они подкармливали и учеников, наиболее слабеньких. На всю жизнь оставалась в сердцах людей добрая память о мало кому известных подвигах учителей. Голодными, трудными были военные годы, не менее трудными – послевоенные. Болела единственная дочь от недоедания, брюшной тиф косил детей и взрослых. Тогда по улицам ходили старьёвщики с большими повозками, на такой увезли маму в больницу, положили в тифозный барак и лечили голодной диетой. Соседские дети подкармливали сами себя придорожными травами, сеяли в канавах глазками и очистками картошку. Дети взрослели тогда очень быстро. А дочь учителя взрослой стала в 10 лет: работа проходила в две смены, отоваривать карточки девочке приходилось самостоятельно.

    Дети, привезённые во время войны в Иркутск, в пионерском лагере

    Анна Фавстовна
    с дочерью Светланой,
    26 июня 1940 г.

    Бабушка потом говорила, что война украла у ребят детство, а у многих её учеников – и родителей. Она была очень скромным, отзывчивым человеком, оставалась такой до конца своих дней. Воспитала нас с братом, любила искренне и нежно, водила в театр. Много читала, книги были её постоянными спутниками. Она привила любовь к чтению и нам. Будучи уже в преклонном возрасте, бабушка передала мне «наследство»: дамскую сумочку, а в ней – две медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» и орден «Знак Почёта». Бережно хранила она их как память о прежней жизни – непростой жизни учителя почти с 40-летним стажем.

    Школа-интернат № 20, г. Иркутск. В подсобном хозяйстве в Тулунском районе,
    июль 1941 г.

    «…чтобы помнили»

    Мой отец, Герман Максимович Аршинский, мальчишкой пришёл работать в 1941 году на Иркутскую обувную фабрику: в 15 лет был единственным представителем мужского пола в самом тяжёлом цехе фабрики – штамповочном. Потом на работу поступил 13-летний Вадим Чуцкаев, который стал его другом. Так проработали они вместе до самой Победы. А верность дружбе сохранили до конца своих дней. Смотрю на фотографию отца, рядом снимок родного брата моего
    деда – Николая Иннокентьевича Аршинского, который вместе с братьями Иваном, Григорием воевали славно, о чём свидетельствуют документы о награждении медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и др. А вот другой экспонат. Фотография – лица знакомых и совсем неизвестных мне людей, ветеранов войны и труда, детей войны и детей-блокадников, о которых ещё предстоит узнать.

    Брат деда Ольги Германовны – Аршинский Николай Иннокентьевич (1-й справа) служил в рядах Красной армии с 1933 по 1946 г.

    Среди них материалы о жительнице бульвара Постышева – блокаднице Валентине Ивановне Заведеевой. На её долю тогда ребёнка, оставшегося без родителей, выпало очень много горя. Сегодня она частый гость нашего школьного музея, участник традиционных встреч с подростками. «Бессмертный полк». Хорошая идея воплоти лась в жизнь и стала неотъемлемой частью праздничных шествий Победы по всей стране. Скромные строки биографии и снимки хранят память о тех, кто великой ценой приближал Победу, кто навсегда в его строю. Немые свидетели времени, музейные раритеты, они «говорят» с нами каждый день, чтобы помнили…1


    ¹ Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: