• Хрупкая медсестра Саша Ковалёва

    27 мая 2020
     
    15:52
     

    Текст: Людмила Борисовна Баторова, учитель английского языка МБОУ «Ново-Ленинская СОШ», с. Ново-Ленино

    Александра Яковлевна с ветеранами ВОВ на параде Победы. 09.05.1987

    Всё самое дорогое и святое, что есть на Земле, связано с женщиной. И
    недаром в жизни каждого человека такие важные ценности, как жизнь, свобода, честь, совесть и Родина, являются словами женского рода. А почему существительные «война», «неволя» и «смерть» тоже женского рода? Вопрос кажется риторическим. Но я уверена в том, что «женщина» и «война» – понятия несовместимые, равно как «дети» и «война», ведь у войны не женское и тем более не детское лицо. Но, если Родина в опасности, как уже показал горький опыт прошлых войн, пол и возраст не имеют никакого решающего значения. По статистическим данным, во время Великой Отечественной войны в армии служило более восьмисот тысяч женщин. Среди них была хрупкая медсестра Саша Ковалева, которой и посвящена статья.

    Детство и юность.
    Довоенные годы

    Саша родилась в 1921 году в селе Воскресенске, раскинувшемся на берегу реки Ингул, которая несёт свои чистые воды в Южный Буг, что на Украине. После успешного окончания средней школы выпускница без особого труда поступила на естественно-химический факультет Николаевского педагогического института и завершила обучение в роковой сорок первый. Ещё учась в институте, студентка Саша посещала курсы медсестёр. Вместе с дипломом получила военный билет. Впереди – счастливая молодость, любимая работа. Но не суждено было всему этому сбыться, поработать в школе не пришлось…

    Девушка на войне

    И шагнула хрупкая девушка в солдатской шинели в качестве медицинской сестры на передовую. Началась её фронтовая жизнь…
    Александра Яковлевна часто рассказывала своим коллегам о войне: «Прошло много лет, но я всё хорошо помню… Войска отбросили немцев на запад, и наш госпиталь снова отправились в путь. Единственное, что мы могли позволить себе в дороге, так это выспаться, и никакая сила не могла нас поднять, спали, отключившись от всего земного. И так фронтовые дороги, дороги, снова приём раненых, уколы, перевязки. В мае 1943 года дали время на передышку. И снова тщательная подготовка, учёба, ночные тревоги и передвижной госпиталь».

    Из воспоминаний Александры Яковлевны:
    «Третьего июля 1943 года был получен приказ свернуться
    госпиталю, погрузиться в машины и отправиться в район Курской
    дуги. По сводкам было известно, что там немцы сосредоточили
    550 000 человек, 2 700 танков и самоходных орудий, свыше
    3 000 миномётов и около 2 000 самолётов. Наступление
    было запланировано на пятое июля, в результате ударным
    группировкам врага удалось вклиниться в нашу оборону на
    глубину восьми километров, а на Белгородско-Курском – до
    тридцати пяти километров. Однако благодаря неиссякаемому
    мужеству и стойкому героизму наших солдат и офицеров,
    большому количеству танков и самолётов к концу июля фронт
    был выровнен, началось наступление наших войск.
    Курская битва – битва металла и мужества. Описать её без
    волнения и без слёз невозможно. В тот момент мне показалось,
    что земля соединилась с небом, а вокруг всё стало зловеще-серым.
    Всё затихло, настала жуткая тишина. И вот бои начались.
    Скрежет металла, грохот от разрывов и мощных выстрелов
    пушек, стоны раненых, день и ночь – всё смешалось, казалось,
    этому кромешному аду не будет конца. Везде дымились танки: и
    наши, и немецкие. Госпиталь, в котором служила, развернулся в
    небольшом лесочке, и туда сразу же начали привозить раненых.
    Их было много, и медперсонал не успевал принимать бойцов и
    оказывать им помощь. Все валились с ног, бои не прекращались.
    Седьмого июля накопилось много раненых, эвакуировать их было
    очень трудно, потому что немецкие самолёты на бреющем полёте
    в упор расстреливали санитарные машины. Мы двое суток не
    смыкали глаз. Вражеские танки и пехоты прорвали оборону
    и приближались к госпиталю. Начальник госпиталя майор
    Молоканов дал приказ: “Всем взять оружие и держать оборону”.
    Врачи, сёстры, санитары, раненые – все, кто мог, дали отпор
    врагу».

    В мае 1943 года госпиталь располагался в красивом и большом селе,
    население очень хорошо относилось к медперсоналу. Местные женщины, охая и ахая, всё говорили: «Вам бы, девоньки, сейчас по вечерам хороводы водить, в туфельках и платьицах бегать, а вы в сапогах да гимнастёрках. И матери ждут вас, горюют и плачут». В этом селе находилась красивая и большая школа, что особенно заинтересовало Александру Яковлевну как будущего учителя. Прекрасный сад, все яблони в цвету. Так стало спокойно на душе, казалось, что нет никакой войны, нет раненых, нет страданий.
    Запомнился высокий седой человек с тросточкой в руке, как оказалось, школьный учитель Иван Мефедьевич Крутиков. Он сказал, что рад знакомству с хрупкой, но мужественной девушкой. Подбежали дети, и она поведала о своих боевых подругах, которые спасают жизнь советским бойцам, приближая долгожданный День
    Победы. На прощанье Иван Мефедьевич пожелал медсестре остаться живой и после войны работать в школе,
    рассказывать детям о героизме наших бойцов и зверствах фашизма.
    Медсестра Саша уже умела хорошо стрелять, учась в институте, имела значок «Ворошиловский стрелок». Но беда была в том, что она не умела закрывать при стрельбе один глаз, и поэтому перед этим ей его завязывали. В страшный момент её жизни она стреляла с открытыми
    глазами, и это ворошиловскому стрелку не мешало, так как мишени были огромными, не то что в тире. Вскоре подошли знаменитые Т-34, и враг под мощным натиском советских танков отступил. Молодому бойцу было очень приятно, когда комиссар госпиталя на построении сказал: «Старший сержант медицинской службы Ковалева стреляла отлично, хотя и не могла закрыть один глаз. Думаю, что двумя она лучше видела немцев и довольно метко сразила их. Молодец!» Она смутилась, но твёрдым голосом сказала: «Служу Советскому Союзу». Через два месяца многие врачи, сёстры и санитары госпиталя были
    награждены орденами и медалями, в том числе и она.

    «Мужчинам тяжело на войне, а женщинам ещё
    тяжелее. И если кто скажет, что не страшно на войне ,
    не верьте, страшно. Особенно, когда летят со свистом
    бомбы и разрываются невдалеке. Привыкнуть к этому
    невозможно. Соберёшь волю в кулак и делаешь то, что
    нужно. Стойкости и героизму врачей и сестёр можно
    только позавидовать. В моих словах нет ни капельки
    преувеличения, так как я сама всё это испытывала на
    себе, в том числе и мои подруги. Если бы было в моих
    силах, я поставила бы самый величественный памятник
    женщинам-медикам и женщинам-бойцам за их героизм
    и мужество»
    , – вспоминала Александра Яковлевна.

    Боевые дороги

    Боевые дороги провели А. Я. Ковалеву через Украинский и Белорусские фронты, она участвовала в битве на Курской дуге, освобождала Польшу и дошла до Берлина

    Боевые дороги провели её через Украинский и Белорусские фронты, участвовала в битве на Курской дуге, освобождала Польшу и дошла до Берлина в составе полевого подвижного госпиталя второй гвардейской Краснознаменной танковой армии. Что удивительно, её будущий муж – отважный танкист из Сибири Николай Герасимович Григорьев – также служил в этой части. За героизм и стойкость Ковалева Саша была награждена орденом Красной Звезды (за участие в битве на Курской дуге), медалью «За боевое отличие», польским орденом «Крест заслуги» (за оказание медицинской помощи бойцам 1-й польской армии), орденом Отечественной войны II степени (за храбрость, стойкость и мужество в бою с немецко-фашистскими захватчиками), медалью «За Победу над Германией». Хрупкая телом, но сильная духом – такой и была медсестра Саша Ковалева.

    Мирное время

    А. Я. Ковалева в течение тридцати лет работала
    директором Обусинской и Ново-Ленинской школ

    Долгожданная победа, праздник со слезами на глазах… И поехала молодая жена на малую родину мужа, в неведомую ей раньше Иркутскую область, в бурятскую деревню Обуса. Поехала одна, потому что мужа – танкиста, младшего лейтенанта – не демобилизовали. Конечно, было страшно. Но страхи Александры Яковлевны были напрасными: в новой семье её ждали и приняли как родную дочь. Вскоре возвратился Николай Герасимович, и все вернулись к мирному труду: она стала директором и учителем химии, он – преподавателем трудов. Только директором Александра Яковлевна проработала в течение тридцати лет в Обусинской и Ново-Ленинской школах. Под её умелым руководством на протяжении многих лет Ново-Ленинская школа была в числе первых не только в районе, но и в области. За свой самоотверженный труд в области образования Александре Яковлевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения». Наверное, нет в стране семьи, которой бы не коснулись события тех лет. Великая Отечественная война – это трагедия всей страны, всего народа; это история Родины, соотечественников, Саши Ковалевой, которая, проявив отвагу и стойкость, прошла этот страшный путь, а в мирное время стала педагогом.

    Н. Г. Григорьев и А. Я. Ковалева со старшим внуком

    Мы в социальных сетях: