• «Мы прочли букварь до корки…»: из истории русских азбук и букварей

    28 Янв 2020
     
    11:02
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская,
    выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», старший методист редакционно-издательского центра
    ГАУ ДПО ИРО

    Что быстрее всего возвращает в детство, как не старый букварь, найденный случайно в шкафу? Разглядывая каждую страницу, можно вспомнить то, что, казалось, уже совсем забыто. Да, это издание устарело, сейчас уже совсем другие требования к составителям учебников, разработчикам учебно-методических комплексов, но именно этот букварь будет казаться совершенным… просто потому, что он родом из детства.

    Редакция журнала решила полистать издания разных лет и напомнить о некоторых букварях и азбуках разных лет.

    Буквари XVI–XIX вв.

    _________________

    «Азбука» Ивана Фёдорова (1574 г.)

    Поскольку написанная на старославянском языке книга не имеет заглавия, её называют и азбукой, и букварём, и грамматикой. На страницах книги, составленной из пяти восьмилистных тетрадей (всего 80 страниц), можно увидеть заставки в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. На первых страницах располагаются буквы кириллического алфавита, далее – тексты из Библии, молитвы, притчи (отрывки), советы по воспитанию. Благодаря тому, что алфавит был расположен не только в прямом и обратном порядке, но и вразбивку, ученики быстрее развивали зрительную память. В 1974 году в связи с празднованием 400-летия было выпущено сувенирное издание «Азбуки».

    __________________________

     «Букварь» Василия Бурцова (1634 г.)

    Является первым московским пособием для обучения грамоте. Несмотря на то что этот букварь был составлен по образцу фёдоровских азбук, имелось и отличие: Василий Бурцов выделял буквы, слоги и названия разделов букваря красным цветом. Также было уделено большое внимание синтакису, грамматическим сведениям.

    _______________________

    «Букварь» Симеона Полоцкого (1679 г.)

    Отличается объёмом (160 листов). В буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги также использован красный цвет. Автор стремился привить учащимся почитание к христианскому учению, морали.

    _______________________

    «Букварь» Кариона Истомина (1692 г.)

    Стал лучшим учебным пособием своего времени, был расписан золотом и красками и преподнесён царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Фёдоровне. Также для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) Карионом Истоминым созданы учебные книги, сохранившиеся в рукописях («Грамматика малая»). Позже, в 1694 году, «Букварь» был издан на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина (106 экземпляров). На каждом листе книги были изображены буквицы, предметы, а также нравоучительные стихи о пользе знания, учения и труда. Иллюстрации облегчали осмысление и запоминание учебного материала.

    __________________________________

    «Азбука» Л. Н. Толстого (1872 г.)

    Придавая большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе, Л. Н. Толстой счёл необходимым создавать собственные учебные книги. Так, над созданием «Азбуки» и «Новой Азбуки» (1875 г.) он потратил 17 лет, написав для учебников 629 произведений, 133 – на естественнонаучные темы.

    Труд состоит из четырёх объёмных книг (в первой – азбука, тексты для начального чтения, задания по обучению счёту. В следующих – художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, тексты для заучивания и материалы по арифметике). В конце книг приводятся методические указания для педагогов.

    Из-за народного языка «Азбуки», образности изложения, нового методического подхода пособие не было принято многими представителями просвещения того времени.

    ____________________________________

    Буквари XX в.

    _____________________________

    «Азбука» Владимира Конашевича (1918 г.)

    Включала в себя 36 картинок, раскрашенных акварелью. Сначала художник В. Конашевич не планировал издавать рисунки, на которых изображались предметы и явления на каждую букву алфавита: картинки предназначались для четырёхлетней дочери Ольги. Но, прислушавшись к совету знакомых, автор переменил своё решение.

    _________________________

    «Советская азбука» Владимира Маяковского (1919 г.)

    Желая сделать поэтическое слово более доступным для красноармейцев, В. Маяковский стал автором карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита. После того как Центропечать отказала поэту в издании книги, Маяковский принял решение напечатать около пяти тысяч экземпляров азбуки в Строгановской типографии, при этом раскрасив каждую книгу собственноручно. Позже многие двустишия из «Советской азбуки» были взяты для «Окон РОСТА».

    ______________________

    «Долой неграмотность: букварь для взрослых» (1919 г.)

    Первый советский букварь для взрослых, автором которого обычно считают Д. Ю. Элькину, получил широкую известность благодаря изобилию соответствующих политических лозунгов («Мы не рабы, рабы немы», «Мы несём миру свободу» и проч.). Букварь был иллюстрирован яркими плакатами, изображающими сцены из жизни пролетариата.[1]

    ___________________________

    «Русский букварь» В. П. Вахтерова (1925 г.)

    Буквари Василия Порфирьевича, известного педагога, психолога, просветителя, создателя уникальных учебных книг для начальной школы, выпускались и в дореволюционной России (например, изданный в 1898 г. «Русский букварь»). В 1918–1925 гг. Наркомпрос рекомендовал книги В. П. Вахтерова, называя их лучшими. В букваре 1925 г. имелись русская азбука, составленная по новому правописанию, прописи, задания для самостоятельных упражнений, также церковно-славянский алфавит. В текстах появляется расставленное ударение.

    _________________________

    Букварь «Пионер» И. Сверчкова (1925 г.)

    Пособие, в котором прослеживалась идейная объединённость всего материала, призвано помочь школьнику «осознать общественно-трудовую жизнь в рамках улицы, завода, школы, рабочей семьи и современных детских организаций» [1]. На страницах издания можно было увидеть простые тексты, объясняющие устройство окружающего мира и советского быта (о революции, профессиях, законах пионеров, основных праздниках и проч.).

    __________________________

    «Букварь» Н.М. Головина (1937 г.)

    Труд заслуженного учителя школы РСФСР (1943) Н. М. Головина был востребован на протяжении 10 лет и выдержал 8 изданий. В букваре содержались различные задания: чтение по слогам, прописи, знакомство с короткими рассказами о детских занятиях и стихотворениями с политическим подтекстом и др. Простые и яркие иллюстрации демонстрировали ученикам примеры правильного поведения.

    _____________________

    «Букварь для школ сельской молодёжи»
    С. П. Редозубова (1945 г.)

    Рассматривая послевоенное учебное издание, дети могли не только обучиться грамоте и письму, но и познакомиться с рассказами о буднях, мирном труде и отдыхе пионеров. Букварь несколько раз переиздавался, а методика обучения С. П. Редозубова была признана научным сообществом успешной, и впоследствии он выступил в качестве разработчика букварей для Грузии, Туркмении, Таджикистана, Белоруссии и Якутии, а также в роли составителя букваря для незрячих по системе Брайля.

    ____________________________

    «Букварь» А. И. Воскресенской
    (1945–1960 гг.)

    Букварь, неоднократно переиздававшийся, отражал все главные события того времени: появились потреты Н. С. Хрущёва, заметки о комбайнах, кукурузных полях и т. д. Но тема боёв по-прежнему звучала в текстах букваря. Издание содержало задания, направленные на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения. Постепенное усложнение материала обеспечивало развитие интереса.

    _________________________________

    «Букварь» И. Ф. Свадковского (1953 г.)

    Стал результатом труда большого коллектива учёных и методистов под руководством И. Ф. Свадковского на тему «Научные основы обучения грамоте».

    В основу издания И. Ф. Свадсковского, стремившегося воплотить в жизнь идеи
    Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо, легли передовые достижения педагогической науки того времени. «Букварь» (сначала чёрно-белый, а затем и цветной), выдержав множество редакций и переизданий, всегда пользовался популярностью среди педагогов.

    _________________________________________________

    «Азбука» А. И. Воскресенской
    (1958 – середина 1980 гг.)

    Являясь одной из самых известных, азбука с изображением аиста издавалась более 20 лет и содержала рекомендации для родителей (например, «Как проводить обучение детей шести лет?»).

    ______________________________

    «Азбука» А. И. Воскресенской,
    С. П. Редозубова, А. В. Янковской (1959 г.)

    Созданная специально для обучения детей дома книга издавалась десять раз. Дети учились читать и считать, мастерить различные поделки. Читая рассказы о собаках-космонавтах Белке и Стрелке, видя портреты Юрия Гагарина, Германа Титова, делали для себя открытия.

    _______________________________________

     «Букварь» Н. В. Архангельской (1966 г.)

    Пособие, учившее школьников читать, писать и воспитывавшее любовь к прекрасному, отличалось ещё и тем, что педагогов-методистов, писателей, художников, трудившихся над созданием, консультировали поэт С. Михалков и художник В. Серов.

    ___________________________

    «Букварь» В. Г. Горецкого (1981 г.)

    Отличие этого букваря состояло в том, что в нём имелись прописи и дидактический материал, открывали книгу буквы «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ» (т. е. автор размещал буквы не по алфавиту, а по частоте употребления букв в речи и на письме). Ученики любили эту книгу благодаря обилию загадок, ребусов и стихотворений, а также тому, что на страницах их встречали такие герои, как Буратино, Незнайка, Мурзилка. Букварь переиздавали на протяжении 30 лет.

    ____________________________________

    «Азбука» В. Г. Горецкого (1986 г.)

    Последняя советская азбука и сейчас вызывает интерес: чтобы обучить детей чтению, многие родители используют именно её. Это обусловлено тем, что «Азбука» создавалась на основе самых эффективных разработок советской педагогической науки.

    Время шло, появлялись новые буквари и азбуки, но не менялась их роль в жизни каждого человека, ведь эта книга является не только средством обучения, но и своеобразный документ исторического значения. Листая букварь, можно проследить, как менялись основные идейно-политические взгляды общества, отражались повседневная жизнь и быт народа, происходило развитие национального языка и литературы. Так что недаром поётся в песне: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре…» В букваре, чья обложка надолго сохранилась в памяти, а страницы навевают воспоминания.

    Список литературы

    1. Сверчков И. Пионер : детский букварь [Электронный ресурс] / И. Сверчков. – 1925. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/sverchkov_pioner_bukvar_1925/go,0;fs,1 (дата обращения: 19.12.2019).

    2. История азбуки и букваря в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/85882988-Istoriya-azbuki-i-bukvarya-v-rossii.html (дата обращения: 19.12.2019).


    [1] В 1987 году автором «Букваря» был назван А. Я. Шнеер.

    Другие публикации
    Мы в социальных сетях: