Из опыта работы дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Иркутской области – базовых (опорных) площадок
В соответствии с Дорожной картой реализации проекта «Проведение серии мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком» (далее – Проект) Институтом развития образования Иркутской области проведен региональный конкурс эффективных практик формирования в образовательной организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком.
По итогам конкура десяти образовательным организациям Иркутской области присвоен статус «Базовая (опорная) площадка ГАУ ДПО ИРО по реализации Проекта» (далее – Б(О)П). Среди участников конкурса были МДОУ Детский сад № 4 г. Черемхово, МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополёк», МКДОУ ШР «Детский сад № 14 «Алёнка», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 79» МО г. Братска, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 117 «Теремок» г. Ангарска, МАОУ «Ангарский лицей № 2 им. М. К. Янгеля», МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина» г. Черемхово, МБОУ г. Иркутска СОШ № 29, МКОУ Тулинская СОШ, МОУ ИРМО Усть-Кудинская СОШ.
Ниже мы публикуем материалы некоторых участников Проекта, посвящённые вопросам организации эффективных практик формирования в образовательной организации развивающей речевой среды.
Татьяна Владимировна Кузьмина, руководитель Б(О)П, заместитель директора по ИКТ, учитель информатики МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»
О едином речевом режиме в МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»
Родной язык в общеобразовательной организации – это не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук, поэтому необходима согласованность действий всего педагогического коллектива по формированию единого речевого режима.
Речь современных детей и взрослых людей насыщена словами иноязычного происхождения, просторечными словами, жаргонизмами. Словарный запас подростков беден, потому что они мало читают, увлечены мобильными телефонами и компьютерами. Более половины школьников 8–11 классов нашей школы употребляют в своей речи нецензурные слова. Взрослые утрачивают речевые навыки, которыми владели наши соотечественники в XIX–XX вв. Поэтому весной 2018 года мы создали проект «Введение единого речевого режима в МОУ ИРМО “Усть-Кудинская СОШ”». В этом же году по результатам конкурсного отбора школе присвоен статус базовой (опорной) площадки по реализации направления «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В 2019 году мы стали базовой (опорной) площадкой ГАУ ДПО ИРО и начали реализацию образовательного проекта «Введение единого речевого режима в образовательных организациях Иркутской области».
Единый речевой режим в образовательной организации – система единых требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературных норм, грамотное оформление документов, наглядных пособий и других материалов, в т. ч. материалов сайта образовательной организации; систематическое исправление ошибок и недочётов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладения терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей, дневников и т. п.
Второй год наша школа реализует единый речевой режим.
Что думают об этом учителя школы?
Ирина Геннадьевна Субботина,
учитель начальных классов
Благодаря введению единого речевого режима в школе произошли видимые изменения для развития культуры общения, письменной и устной речи. Много внимания стало уделяться ведению тетрадей и дневников по единому положению. Учащиеся начали акцентировать своё внимание на правильной постановке ударения в словах. Моим ученикам из четвёртого класса очень понравилось писать единые словарные диктанты. Они с интересом изучают «облака слов», расположенные на информационных стендах школы. Как учитель я получила возможность дополнять свои знания на стажировочных мероприятиях по реализации Проекта. Единый речевой режим уже принёс свои плоды: дети начали активнее работать над расширением своего словарного запаса, вводить в речь неизвестные до этого слова, стали больше обращаться к книгам, словарям и вести читательские дневники. Будем надеяться, что благодаря реализации Проекта повысится качество обучения по всем предметам.
Вера Васильевна Машутина,
учитель химии
На уроках химии мы обращаем большое внимание на единый речевой режим. Обязательно проговариваем химические термины, останавливаемся на их правильном написании, тщательнее работаем над химическими понятиями, следим за правильностью речи. При записи уравнений химических реакций активнее проговариваем некоторые моменты. При составлении названий бинарных соединений обращаем внимание на латинские корни в названиях химических элементов, суффикс «-ид», указывающий на то, что вещество состоит из двух химических элементов. Обязательно соблюдаем единые требования к оформлению тетрадей, проектов, презентаций. И не только это. Примеров можно привести много.
Светлана Игоревна Елисеева,
учитель начальных классов
Я молодой специалист, преподаю в школе лишь три месяца. Но с первых дней работы активно участвую в деятельности по введению в нашей образовательной организации единого речевого режима. Считаю, что соблюдение речевых норм обязательно не только для учителей, но и для учащихся школы.
Ольга Рузиловна Абзаева,
учитель русского языка и литературы
Устные ответы на уроках вызывают у школьников большие трудности. Часто, разбираясь в теме, ученики не могут логично выразить свои мысли. Это похоже на один из способов обучения плаванию. Бросили ребёнка в воду посреди реки и ждём… Если выплывет, то хорошо! А не выплывет? Тут уж ничего не поделаешь! А кто эти ребята, которые «выплывают»? Обычно это способные, уверенные в себе ученики, но и они могли бы учиться ещё лучше, если бы владели основными умениями работы с учебными текстами и подготовки по ним устных ответов. Как-то принято, что обучать этому должны только учителя русского языка, но эта позиция не является правильной. Я, конечно, рада введению единого речевого режима в школе, ведь требования, которые предъявляются на уроках русского языка, должны поддерживаться и на других предметах. Только общими усилиями можно повысить уровень речевой культуры учащихся.
Светлана Арсеньевна Жиличева,
заведующий библиотекой
С участием в проекте по введению единого речевого режима в нашей школе стали заметными улучшения в соблюдении языковых норм учителями и учащимися старшего школьного возраста. Очень хорошо, что по всей школе размещены наглядные стенды в виде облаков, где написаны слова с правильными ударениями. Эти слова меняются от темы к теме («Родина», «Проекты» и т д). Школьники стараются использовать в речи новые слова, которые они прочитали на информационных стендах. Защищая проекты, дети учатся грамотно говорить, отвечать на вопросы. С целью продвижения речевого режима средствами визуальной культуры в библиотеке размещены высказывания писателей не только о книгах и чтении, но и о русском языке, о его красоте, многообразии.
Наши первые победы
Благодаря слаженной работе коллектива школы по реализации Проекта в ноябре 2019 года наша образовательная организация стала победителем конкурса лучших практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие».
В том же году наша школа победила в региональном конкурсе эффективных практик формирования в образовательной организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком и была приглашена на региональную конференцию по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды.
Работа по введению единого речевого режима в Усть-Кудинской школе продолжается. У коллектива педагогов, родителей и учащихся много планов, идей и энергии для развития и роста!
_________________________________
Надежда Александровна Патракеева, старший воспитатель МДОУ Детский сад № 4 г. Черемхово
Ирина Николаевна Тюменцева, учитель-логопед МДОУ Детский сад № 4 г. Черемхово
Наталья Васильевна Новикова, учитель-логопед МДОУ Детский сад № 4 г. Черемхово
Ольга Игоревна Шнырева, воспитатель МДОУ Детский сад № 4 г. Черемхово
Образовательная практика
«Организация развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком»
Снижающиеся показатели речевого развития современных детей, увеличение дошкольников с различными нарушениями речи делают необходимыми разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи.
Речевое развитие является средством целостного развития и саморазвития личности, формирует коммуникативные умения, стимулирует познавательную активность ребёнка. Богатство словарного запаса, умение точно выражать мысли является показателем умственного и речевого развития ребёнка дошкольного возраста. В дошкольных образовательных организациях придаётся особое значение работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Исследования Л. С. Выготского, О. А. Шороховой, В. В. Гербовой создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, успешное решение которых зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п.). Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создавать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду, из которой они будут заимствовать культурные образцы и благодаря которой будут осуществлять целенаправленное формирование речевых умений. Правильная организация развивающей речевой среды способствует повышению культуры владения русским языком и управлению процессом обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Современные дети обладают неким статусом «цифророждённые», они очень рано сталкиваются с медиамиром. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени, поэтому педагоги пытаются найти путь эффективного применения новых обучающих инструментов, с помощью которых дети получают опыт культурного использования цифровых средств.
Мы считаем цифровую образовательную среду современным пространством Детства, потому что она отвечает самой природе ребёнка цифрового века. Цифровая образовательная среда стимулирует познавательное развитие ребёнка и расширяет границы его познания. Детский сад как первый институт социализации детей и адаптации к внешнему миру должен не только это осознавать, но и использовать в работе с детьми.
Мы понимаем, что ребёнку ещё очень сложно найти правильное применение гаджетам и поэтому одним из направлений деятельности в рамках реализации Проекта является использование цифровых инструментов для создания единого речевого режима и организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком.
Одним из условий повышения речевой культуры дошкольника является грамотная речь, которую он слышит от родителей, педагогов, окружающего социума.
Использование платформы Google в работе по созданию развивающей речевой среды
С помощью сервиса Google-classroom на платформе Google для воспитанников и их родителей разработан курс «Развитие речи».
Google Classroom (Класс) – один из сервисов Google, существующий в качестве бесплатной системы дистанционного обучения. Он доступен как на компьютере, так и на смартфоне. Поэтому им могут воспользоваться не только наши воспитанники и их родители, но и те, кто заинтересован в развитии речи своих детей и имеет доступ к курсу. Такой подход позволяет нам оказать помощь бо́льшему количеству детей.
Курс «Развитие речи» для детей и их родителей реализуется с помощью модели смешанного обучения «Перевёрнутый класс», который подразумевает, что дети совместно с родителями в домашней обстановке выполняют задания, смотрят видеоролики, предложенные педагогами, самостоятельно изучают материал по лексической теме. А на занятии дети вместе с педагогом выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания.
Курс «Развитие речи» включает в себя несколько вкладок: «Главная страница курса», «Лента», «Задания», «Пользователи».
Во вкладке «Лента» отображаются новости курса, добавленные педагогом или другими пользователями. Одним нажатием мышки можно перейти на новое задание.
Во вкладке «Задания» представлены задания в виде интерактивных игр по разным лексическим темам: «Игрушки», «Насекомые», «Домашние и дикие животные» и др. Игры разделены на две группы: 1) те, что созданы в программе Learning Apps; 2) онлайн-игры. Игры, созданные в программе Learning Apps, пронумерованы и обязательны для выполнения, поскольку они носят обучающий характер. К каждой игре есть инструкция для детей и рекомендации для родителей.
Онлайн-игры необходимо выполнять для того, чтобы закрепить знания по лексической теме, которые были получены в пронумерованных играх. К онлайн-играм прилагаются инструкция и рекомендации для родителей, поскольку в инструкции от разработчика этой игры не всегда прослеживается цель развития речи.
В курсе «Развитие речи» имеются еженедельные рекомендации, которые дети могут выполнять совместно с родителями для закрепления материала по лексической теме и отправлять педагогу для проверки. Кроме того, во вкладке «Задания» размещены методические рекомендации для родителей по постановке и автоматизации звуков, что позволяет им оказывать помощь педагогу в данном вопросе.
Реализуя модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс», мы получили следующие промежуточные результаты:
– родители активно включились в образовательную деятельность; повысился уровень знаний у детей и родителей, необходимый для преодоления речевых нарушений;
– исчезли проблемы в организации обучения в домашних условиях, поскольку материал для занятий всегда доступен;
– повысился интерес детей к выполнению предложенных заданий.
Таким образом, курс «Развитие речи» на платформе «Google Класс» помогает нам решать проблемы взаимодействия педагогов с родителями, а также оказывать помощь бо́льшему числу детей.
Продуктивные приёмы, развивающие речь у детей дошкольного возраста
Ещё одним интересным и продуктивным приёмом развития у детей дошкольного возраста умения строить связную речь стала в нашей образовательной организации мультипликация.
Мультипликация – одна из форм анимации, позволяющая при помощи неодушевлённых неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Мультипликация представляет собой процесс, построенный на объединении нескольких видов искусства, воздействующий на личность ребёнка и его воображение.
Создание мультфильмов – это сложный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. В результате данного процесса у воспитанников развиваются грамотная речь, коммуникативные способности, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением.
Для того чтобы заниматься мультипликацией, необходимо оборудование: микрофон, веб-камера, декорации, а также программы, в которых создаются мультипликационные фильмы.
Процесс создания мультипликационных фильмов можно разделить на два этапа: 1) знакомство с оборудованием и процессом создания мультипликационных фильмов; 2) создание декораций и изготовление героев.
Съёмка мультфильма включает в себя умение оживить персонажей, показать каждое движение героя.
Одним из наиболее важных этапов является озвучивание. При озвучивании мультипликационного фильма мы обращаем внимание детей на правильность речи: ясность и простоту высказывания, интонацию, эмоциональное сопровождение, соответствие речи ситуации, звукопроизношение. Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, стараются выразительно говорить.
Для развития дикции и владения голосовым аппаратом, которые способствуют формированию правильной, чёткой, понятной, образной и красивой речи, дети выполняют упражнения «Эхо», «Листочки», «Салют».
Последним этапом создания мультфильма является монтаж, который подразумевает наложение голоса на кадры.
Результатом всей деятельности с детьми становится создание нового продукта – мультипликационного фильма. Используя средства мультипликации, мы создаём буктрейлеры, с помощью которых привлекаем внимание детей к сюжетной линии и героям художественного произведения.
Буктрейлер – это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть творческие способности.
В работе над мультфильмом дети стараются побывать в интересующей их роли: сценариста, актёра, художника, аниматора, оператора и др. А в этот момент педагог работает над развитием речи и умением владеть словом. Это и автоматизация правильного произношения поставленных звуков, и воспитание умения регулировать силу и громкость своего голоса, и развитие артикуляционного аппарата, и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Интерактивные и мультимедийные средства вдохновлять детей на речевую активность. Занимаясь интерактивными играми самостоятельно или с педагогом, они контролируют темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации.
Интерактивные развивающие пособия серии «Дошкольное образование», подготовленные ООО «Экзамен-Медиа», используются нами на индивидуальных и групповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игры нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, которые определены во ФГОС ДО, в т. ч. и на речевое развитие.
Для становления правильной речи необходимо развивать слуховое восприятие, фонематический слух (способность к различению звуков). Для этого в пособиях используются не только визуальные изображения на экране, но и аудиоупражнения. Все программы делятся на возрастные категории.
«Говорящие картинки» – интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Упражнения направлены на развитие звукового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшения артикуляции, развития речи и расширение словарного запаса и кругозора детей. В программе широко используется звукоподражание, так как такие игры очень полезны младшим дошкольникам. Систематические занятия не только помогают развивать правильное звукопроизношение, но и предупреждают развитие речевой патологии.
Интерактивная развивающая программа «Шаг за шагом» направлена на развитие связной речи, зрительного и слухового восприятия, графических навыков, представлений об окружающем мире. В каждой игре данной программы присутствуют современные звуковые технологии: видео, графика, звук, анимация, мультимедиа. В процессе работы у детей формируются необходимые коммуникативные способности, а в дальнейшем развивается и функция самоконтроля за речью.
Таким образом, грамотное формирование речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации создает благоприятные условия для повышения культуры владения русским языком, развития коммуникативных способностей детей, обеспечивает высокий уровень их речевой активности.
_________________________________
Наталья Викторовна Корчевая, руководитель Б(О)П, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Тулинская СОШ МО «Куйтунский район»
Светлана Николаевна Масловская, учитель русского языка и литературы МКОУ Тулинская СОШ МО «Куйтунский район»
«И мы сохраним тебя, русская речь…»: формирование в МКОУ Тулинская СОШ развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внуками дадим, и от плена спасём.
Навеки.
А.А. Ахматова
В последнее время в российском образовании происходят серьёзные изменения, и, безусловно, эти изменения не могли не касаться сельской школы. Строятся новые отношения, предъявляются новые требования к образовательным результатам. В условиях модернизации возникает потребность в поиске новых образовательных проектов, а также средств, методов, технологий, моделей инновационного развития школы в целом.
Наше участие в федеральном проекте «Формирование развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком» направлено в первую очередь на инновационный подход к построению особого образовательного пространства и создание условий, которые обеспечат формирование в образовательной организации развивающей речевой среды.
Как носители русского языка, как умеющие говорить и писать, мы гордимся своим языком, восхищаемся великим русским словом. Однако при этом многие забывают о культуре общения, красивой грамотной речи, о силе слова и не задумываются, насколько собственная речь порой становится неграмотной, засорённой словами-паразитами и жаргонизмами, утяжелённой иностранными словами, не подчиняющейся акцентологическим и другим нормам.
Мы перестаём общаться, заменив живое общение перепиской в социальных сетях, СМС, смайликами, всевозможными жестами и звуками. Для многих стало проблематично выразить свои мысли, поделиться планами на будущее, рассказать о себе. В связи с этим возникла проблема строить коммуникации и налаживать сотрудничество с другими людьми. Она является актуальной и для образовательных организаций.
Обозначив проблему и приняв решение об участии в Проекте, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу, создать банк информации по проблеме создания эффективных условий для формирования развивающей речевой среды.
2. Выявить состояние готовности участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся, воспитанников) к разработке проекта и созданию условий, повышающих мотивацию к совместной творческой деятельности.
3. Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогических кадров.
4. Формировать внутришкольную среду, ориентированную на поддержку инновационных процессов.
5. Внедрить и развить принцип командности как основной принцип управления.
6. Разработать новые формы управленческих мероприятий, позволяющих реализовать идеи Проекта.
7. Создать систему работы с родителями (законными представителями) на принципах развивающегося взаимодействия.
8. Создать систему работы с организациями дополнительного образования, социальными партнёрами; организовать сетевое взаимодействие с педагогами на различном уровне.
9. Создать систему повышения квалификации педагогических кадров в условиях общеобразовательном организации.
10. Создать материально-техническую базу, способствующую качественному обеспечению реализации Проекта.
11. Разработать критерии и систему отслеживания результатов внедрения Проекта (мониторинг).
Свою работу мы начали с анализа организации образовательной деятельности в нашей школе. На современном этапе у нас сложился профессиональный педагогический коллектив: 90 % педагогов имеют высшее образование, 80 % имеют первую квалификационную категорию. Многие педагоги являются экспертами при аттестации педагогических работников, входят в состав жюри различного уровня, принимают участие в конкурсах и научно-практических конференциях, представляют свой опыт работы на региональном и всероссийском уровнях. Есть участники и победители конкурса лучших учителей Российской Федерации, обладатели премии губернатора Иркутской области. Часть наших педагогов отмечены знаками «Почётный работник общего образования», грамотами различного уровня.
Педагогический коллектив школы имеет достаточный опыт реализации региональных проектов, с 2011 года входит в состав Б(О)П по различным направлениям.
В 2018 году к школе в процессе реорганизации присоединили детский сад, поэтому в настоящий момент образовательная деятельность осуществляется на четырёх уровнях образования: ДОО, НОО, ООО, СОО.
В управлении инновационным процессом одним из важнейших аспектов является подготовка кадров к реализации инновационных идей. Нами в коллективе была проведена диагностика готовности педагогов к инновациям и их умения определять и решать проблемы. Обрабатывая результаты диагностики, мы выявили, что 87 % педагогов школы готовы осуществлять инновационную образовательную деятельность.
Проанализировав подготовку кадров к реализации инновационных идей, мы разработали нормативные правовые (локальные акты) документы, при этом учитывали следующие требования:
– соблюдение грамотного письма и культуры речи всеми участниками образовательных отношений;
– соблюдение норм в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии всеми педагогическими работниками, воспитанниками и учащимися;
– грамотное оформление всех материалов, начиная с документации и заканчивая оформлением стендов и поздравительных открыток, объявлений;
– систематическое исправление ошибок и недочётов в устной и письменной речи учащихся и воспитанников ДОУ;
– работа с терминами и специальными сочетаниями слов по всем предметам учебного плана, обязательное ведение словарей, работа с понятиями и определениями;
– система ведения тетрадей, единые требования к тетрадям, оформление стенда в каждом кабинете по требованиям к ведению документации учащихся, оформление стенда в методическом кабинете по работе с документацией для педагогов и воспитателей.
Чётко организованная работа на начальном этапе реализации проекта позволила нам создать единое образовательное пространство, в котором развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность в единую образовательную систему.
Сегодня администрацией совместно с рабочей группой создан проект программы «Пять шагов к родному языку». Данная программа объединяет все уровни образования. Задачи программы являются следующее:
– формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
– формирование потребности овладеть навыками работы с информацией;
– практическая реализация системного подхода в обучении и воспитании учащихся;
– формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенций.
Мы уверены, что уже на дошкольном уровне необходимо начинать формировать развивающую речевую среду. Поэтому первым объектом реализации программы является детский сад, а затем идёт системное погружение в эту деятельность всех образовательных уровней, включая урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.
В реализацию программы включились все педагоги школы, воспитатели и воспитанники ДОУ, учащиеся и их родители, социальные партнёры. Для каждой категории участников был составлен план, утверждены этапы и сроки работы, творческие группы и ответственные за реализацию Проекта на каждом уровне. В систему организации образовательной среды, направленной на формирование развивающей речевой среды, вошли занятия, уроки, мероприятия по проектной деятельности.
Мы считаем, что образовательное пространства по развитию речевой среды должно включать в себя разные уровни образования, объединять весь педагогический коллектив единой целью, способствовать следующему:
– повышению культуры устной и письменной речи педагогов и учащихся;
– воспитанию культуры речевого общения;
– развитию монологической речи учителя и учащихся на уроке;
– формированию у детей умения слушать и слышать;
– формированию внимания и любви к родному слову;
– развитию у детей навыков чтения;
– организации самостоятельного чтения дома;
– обогащению словарного запаса детей и их родителей.
Надеемся, что участие в Проекте поможет выработать у всех участников образовательных отношений не только потребность, но и умение говорить и писать точно, правильно, красиво.