• Без рубрики

    Реализация проекта «Проведение серии мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком» в Иркутской области: 2019 год

    09 Дек 2019
     
    8:49
     

    «…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Эти слова Ивана Сергеевича Тургенева давно вошли в сокровищницу отечественной литературы. Написанные в XIX веке, они не потеряли своей актуальности, не поблёкли за давностью лет. Обещание сохранить русскую речь, данное в стихотворении Анны Андреевны Ахматовой, прозвучало в 1942 году как набат. Но спустя десятилетия мы вновь задаёмся вопросом: как сохранить нам «великое русское слово»?

    Пристальное внимание к родному языку в современной системе образования не случайно.

    Сохранение, защита и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка межнационального общения, расширение его использования в международном общении, повышение культуры владения русским языком – приоритеты государственной языковой политики. «Кроме того, – отмечает руководитель стажировочной площадки по реализации проекта «Проведение серии мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком», кандидат филологических наук, заместитель директора ГАУ ДПО ИРО Наталья Владимировна Пономарёва, – внимание к языку должно быть особым, так как он является и предметом познания, и инструментом познания. Этот факт позволяет говорить о необходимости актуализации роли русского языка в образовательном деятельности как основы формирования компетентной личности, формирующей целостную картину мира. Очевидно, что результатами работы в этом направлении станут положительные изменения в состоянии речи детей, повышение уровня общей культуры, формирование у учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов интереса к правильной речи и потребности в совершенствовании речевых умений. Наиболее эффективным для достижения данных результатов должно стать формирование развивающей речевой среды в образовательных организациях Российской Федерации». И в Иркутской области уже имеется положительный опыт работы в этом направлении. Так, в ноябре 2019 года Институт развития образования Иркутской области стал победителем открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проекту «Проведение серии мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком»,проводимого в рамках мероприятия 4 «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков Российской Федерации», ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Проект).

    Среди задач Проекта:

    1. Проведение сбора сведений о существующих управленческих, организационных и технологических подходах и решениях вопроса формирования развивающей речевой среды в образовательных организациях на региональном и муниципальном уровнях субъекта Российской Федерации.

    2. Выявление лучших региональных моделей формирования развивающей речевой среды в общеобразовательных и дошкольных организациях как основы повышения культуры владения русским языком.

    3. Организация и проведение повышения квалификации педагогических работников по вопросам проектирования развивающей речевой среды в образовательных организациях.

    4. Совершенствование материально-технической базы организаций – носителей эффективных практик формирования развивающей речевой среды – в целях развития и совершенствования практик, трансляции накопленного опыта.

    5. Распространение и масштабирование лучшего опыта формирования развивающей речевой среды в образовательных организациях среди субъектов Российской Федерации.

    Координатор реализации Проекта в Иркутской области, руководитель центра развития образовательных практик ГАУ ДПО ИРО Мария Олеговна Стекольникова в интервью образовательному, культурно-просветительскому журналу «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», говоря об актуальности формирования в образовательных организациях развивающей речевой среды, отметила: «Сегодня существует большая проблема, связанная с компетентностью педагогических кадров. Не надо забывать, что с устным и письменным словом работают не только учителя и преподаватели русского языка и литературы, не только они являются частью развивающей речевой среды, но и учителя и преподаватели других дисциплин. И не всегда они обращают должное внимание на соблюдение языковых норм и развитие речевой среды, потому что, по их мнению, эти вопросы не лежат в области их компетенции. Отсюда возникает проблема: педагогический коллектив может быть психологически не готов к реализации Проекта. Неважно, какому предмету ты обучаешь, любой должен обладать языковой компетенцией. Поэтому первоочередным делом сегодня является психологическая подготовка педагогических коллективов к участию в Проекте и усиление оказываемой им методической помощи. Поэтому мы участвуем в различных Всероссийских мероприятиях, проводим региональные мероприятия по данному направлению, пропагандируем опыт образовательных организаций. И сами образовательные организации между собой проводят стажировки для того, чтобы учителя-предметники смогли погрузиться в развивающую речевую среду. Педагог, не владеющий языковой компетенцией, не может развивать её у детей. Ещё следует отметить, что необходимо тесное взаимодействие дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации. На самом деле, развитие ребёнка начинается уже с момента его рождения. Дошкольное детство – это самый мощный стимулятор развития детей, поэтому речевая среда должна быть правильно организована в дошкольной образовательной организации, а затем необходимо грамотно организовать преемственность со школой. Если в дошкольной организации коллектив занимается развитием речевой среды, то бывает обидно, когда в школе ребёнок теряет необходимые речевые компетенции. Поэтому в нашем Проекте «красной линией» мы обозначили проблемы преемственности. К счастью, в Иркутской области есть организации, которые успешно работают в этом направлении. К примеру, Тулинская школа. На её базе создана «школа-детский сад», и внутри уже этой организации идёт простраивание развивающей речевой среды в рамках преемственности, причём через формат наставничества. Каждая базовая (опорная) площадка, участвующая в Проекте, занимается общим делом – развитием речевой среды: кто-то работает в этом направлении с детьми с особенностями в развитии, кто-то создаёт для всех учащихся информационно-библиотечные центры, которые становятся и языковыми центрами, кто-то решает проблемы преемственности в вопросах формирования развивающей речевой среды. Образовательные организации, обладая мощным развивающим ресурсом, являются друг для друга хорошими наставниками, сами проводят мероприятия и обучают друг друга. Поэтому в 2019–2020 гг. мы развиваем наши площадки, которые и сами развиваются и которые на качественно новом содержании смогут транслировать свой опыт как среди образовательных организации Иркутской области, так и среди образовательных организаций Российской Федерации».

    В рамках реализации Проекта Институт развития образования Иркутской области провёл среди общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций региональный конкурс эффективных практик формирования в образовательной организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком. По итогам конкурсного отбора 10 образовательных организаций стали базовыми (опорными) площадками института.

    О том, почему базовые (опорные) площадки стали участниками мероприятий, проводимых в рамках Проекта, рассказали педагоги школ и детских садов:

    Римма Фарисовна Маркина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Благодаря участию в Проекте коллектив нашей школы почувствовал себя единой командой, единой семьёй, которая воплощает идеи, реализуя их в новой деятельности. Это во многом объяснило то, почему мы стали активно внедрять единый речевой режим. У нас открылось второе дыхание: сейчас нам хочется ещё больше работать и добиваться новых результатов».

    Наталья Викторовна Корчевая, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Тулинская СОШ» МО «Куйтунский район»:

    «Развитие речевой среды – одно из перспективных направлений образовательной деятельности. Наши дети должны гордиться своей речью».

    Светлана Викторовна Сульгина, руководитель базовой (опорной), заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово»:

    «Любой проект – это акт инновационного развития образовательной организации. Сегодня, в такой стремительный информационный век, учителя испытывают дефицит в объединении, а участие в данном Проекте – это способ консолидировать коллектив, объединив педагогов вокруг инноваций. Проект по созданию речевой среды помогает решать не только задачи по реализации ФГОС, но и стратегические задачи, которые ставит перед нами государство».

    Елена Васильевна Кузьмина, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Этот Проект очень нужен сельской школе. Мы включились в него потому, что понимаем необходимость соблюдения в наше время речевого режима».

    Каковы ожидания от участия в Проекте?

    Римма Фарисовна Маркина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Взаимодействуя с коллегами из других образовательных организаций, мы знакомимся с разными интересными идеями, которые в дальнейшем воплощаем в своей школе. В то же время мы получаем возможность делиться с коллегами из других образовательных организаций собственными идеями».

    Наталья Викторовна Корчевая, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Тулинская СОШ» МО «Куйтунский район»:

    «Участие в Проекте позволяет нам представлять свою практику, обмениваться опытом не только на региональном, но и на российском уровне. И, конечно повышать уровень речевой культуры».

    Светлана Викторовна Сульгина, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово»:

    «Мы надеемся, что приток учащихся (и так большой) в нашу школу возрастёт, родители обучающихся станут нашими главными помощниками, а педагоги сделают большой рывок в профессиональном развитии».

    Елена Васильевна Кузьмина, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Я думаю, что Проект принесёт очень большую пользу. Однако определённые результаты мы видим уже сейчас. Так, в школе повысилась грамотность учащихся, учителя стали внимательнее относиться к языку. Мы работаем над культурой речи и родителей, жителей нашего села».

    30 ноября 2019 года в рамках реализации Проекта сотрудниками Институт развития образования Иркутской области проведена региональная конференция по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком. В конференции приняли участие руководящие и педагогические работники дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Иркутской области. На пленарном заседании конференции выступила Наталья Владимировна Пономарёва, обозначив основные векторы реализации ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Ею был озвучен ряд мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды.

    Также на конференции состоялась «Ярмарка образовательных практик», где педагоги представили эффективные практики создания развивающей речевой среды в форме образовательных интерактивов. Темы интерактивов были самыми разнообразными: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников», «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как основа для формирования и развития русского языка у дошкольников», «Развивающая речевая среда ДОУ – условие развития самостоятельности, инициативности, активности воспитанников в разных видах деятельности», «Культурные практики как способ принятия и освоения культурно-речевых норм современного русского языка», «…И долговечней царственное слово», «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога», «Идейная карусель», «Система работы по эффективной адаптации и социализации детей-инофонов».

    Участники конференции не смогли не отметить её актуальности:

    Римма Фарисовна Маркина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Конференция оказалась очень насыщенной. Работать в практико-ориентированном формате намного интереснее, чем слушать доклады с презентациями».

    Наталья Викторовна Корчевая, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Тулинская СОШ» МО «Куйтунский район»:

    «Конференция была очень полезна. Во-первых, потому, что мы встретились с коллегами из дошкольных и общеобразовательных организаций. С ними мы работаем не первый год, обмениваемся опытом. Вместе мы представляем опыт работы не только на школьном, муниципальном, но и на региональном уровне. На конференции мы получили возможность обозначить перспективу развития площадки, понять, насколько она важна, насколько необходимо работать в команде и под грамотным руководством».

    Светлана Викторовна Сульгина, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово»:

    «На конференции мы определились с векторами развития нашей образовательной организации, познакомились с интересными практиками. Мы увидели ресурсы для усиления собственного опыта, «заякорили» несколько образовательных практик. За каждой образовательной практикой увидели некую стратегию, благодаря которой мы сделаем рывок. И в муниципалитете, в частности, выйдем на лидирующие позиции».

    Оксана Алексеевна Северина, учитель русского языка и литературы МАОУ «Ангарский лицей № 2 имени М. К. Янгеля»:

    «Региональная конференция дала возможность посмотреть на новые проблемы современного образования в рамках повышения культуры владения русским языком. Работа образовательных организаций с детьми – инофонами и билингвами – актуальна и требует пристального внимания со стороны всех участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей (законных представителей)). Ещё раз особо была подчёркнута необходимость работы над речевой грамотностью всего педагогического коллектива любой образовательной организации, сотрудничество в этих вопросах с родительской общественностью. Начало работы в Проекте подтвердило правильность выбранного нами направления деятельности, позволило чётче увидеть перспективы собственного развития».

    Елена Васильевна Кузьмина, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»:

    «Мероприятие имело большую пользу. Мы рассказали о своём опыте, услышали опыт наших коллег и взяли многое для себя, даже записали названия некоторых мероприятий, теперь собираемся воплощать их в жизнь».

    По окончании конференции Н. В. Пономарёва отметила, что «опыт, накопленный базовыми (опорными) площадками, станет системным и будет распространён на территории Российской Федерации».

    4 декабря 2019 года в Москве состоялась Всероссийская конференция по вопросам формирования в образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком. В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти федерального и регионального уровней, экспертного и научного сообществ, руководящие и педагогические работники дошкольных и общеобразовательных организаций Российской Федерации. Конференция стала коммуникативной площадкой для взаимодействия всех сторон, заинтересованных в вопросах формирования развивающей речевой среды. Участниками конференции стали и сотрудники ГАУ ДПО ИРО, а также представители трёх базовых (опорных) площадок Иркутской области. Впереди новые планы, новые свершения!

    Другие публикации
    Мы в социальных сетях: