Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская,
выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», старший методист редакционно-издательского центра
ГАУ ДПО ИРО
Что быстрее всего возвращает в детство, как не старый букварь, найденный случайно в шкафу? Разглядывая каждую страницу, можно вспомнить то, что, казалось, уже совсем забыто. Да, это издание устарело, сейчас уже совсем другие требования к составителям учебников, разработчикам учебно-методических комплексов, но именно этот букварь будет казаться совершенным… просто потому, что он родом из детства.
Редакция журнала решила полистать издания разных лет и напомнить о некоторых букварях и азбуках разных лет.
Буквари XVI–XIX вв.
_________________
«Азбука» Ивана Фёдорова (1574 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Азбука-Федорова.jpg)
Поскольку написанная на старославянском языке книга не имеет заглавия, её называют и азбукой, и букварём, и грамматикой. На страницах книги, составленной из пяти восьмилистных тетрадей (всего 80 страниц), можно увидеть заставки в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. На первых страницах располагаются буквы кириллического алфавита, далее – тексты из Библии, молитвы, притчи (отрывки), советы по воспитанию. Благодаря тому, что алфавит был расположен не только в прямом и обратном порядке, но и вразбивку, ученики быстрее развивали зрительную память. В 1974 году в связи с празднованием 400-летия было выпущено сувенирное издание «Азбуки».
__________________________
«Букварь» Василия Бурцова (1634 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Букварь-Бурцова.jpg)
Является первым московским пособием для обучения грамоте. Несмотря на то что этот букварь был составлен по образцу фёдоровских азбук, имелось и отличие: Василий Бурцов выделял буквы, слоги и названия разделов букваря красным цветом. Также было уделено большое внимание синтакису, грамматическим сведениям.
_______________________
«Букварь» Симеона Полоцкого (1679 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Полоцкого.jpg)
Отличается объёмом (160 листов). В буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги также использован красный цвет. Автор стремился привить учащимся почитание к христианскому учению, морали.
_______________________
«Букварь» Кариона Истомина (1692 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Истомин.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Истомин-печать-2.jpg)
Стал лучшим учебным пособием своего времени, был расписан золотом и красками и преподнесён царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Фёдоровне. Также для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) Карионом Истоминым созданы учебные книги, сохранившиеся в рукописях («Грамматика малая»). Позже, в 1694 году, «Букварь» был издан на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина (106 экземпляров). На каждом листе книги были изображены буквицы, предметы, а также нравоучительные стихи о пользе знания, учения и труда. Иллюстрации облегчали осмысление и запоминание учебного материала.
__________________________________
«Азбука» Л. Н. Толстого (1872 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Азбука-Толстого.jpg)
Придавая большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе, Л. Н. Толстой счёл необходимым создавать собственные учебные книги. Так, над созданием «Азбуки» и «Новой Азбуки» (1875 г.) он потратил 17 лет, написав для учебников 629 произведений, 133 – на естественнонаучные темы.
Труд состоит из четырёх объёмных книг (в первой – азбука, тексты для начального чтения, задания по обучению счёту. В следующих – художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, тексты для заучивания и материалы по арифметике). В конце книг приводятся методические указания для педагогов.
Из-за народного языка «Азбуки», образности изложения, нового методического подхода пособие не было принято многими представителями просвещения того времени.
____________________________________
Буквари XX в.
_____________________________
«Азбука» Владимира Конашевича (1918 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Конашевич-2.jpg)
Включала в себя 36 картинок, раскрашенных акварелью. Сначала художник В. Конашевич не планировал издавать рисунки, на которых изображались предметы и явления на каждую букву алфавита: картинки предназначались для четырёхлетней дочери Ольги. Но, прислушавшись к совету знакомых, автор переменил своё решение.
_________________________
«Советская азбука» Владимира Маяковского (1919 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Маяковский-2-1024x789.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Маяковскийэ-1024x708.jpg)
Желая сделать поэтическое слово более доступным для красноармейцев, В. Маяковский стал автором карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита. После того как Центропечать отказала поэту в издании книги, Маяковский принял решение напечатать около пяти тысяч экземпляров азбуки в Строгановской типографии, при этом раскрасив каждую книгу собственноручно. Позже многие двустишия из «Советской азбуки» были взяты для «Окон РОСТА».
______________________
«Долой неграмотность: букварь для взрослых» (1919 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Долой-1024x1539.jpg)
Первый советский букварь для взрослых, автором которого обычно считают Д. Ю. Элькину, получил широкую известность благодаря изобилию соответствующих политических лозунгов («Мы не рабы, рабы немы», «Мы несём миру свободу» и проч.). Букварь был иллюстрирован яркими плакатами, изображающими сцены из жизни пролетариата.[1]
___________________________
«Русский букварь» В. П. Вахтерова (1925 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Вахтеров-2-1024x752.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Вахтеров-3-1024x733.jpg)
Буквари Василия Порфирьевича, известного педагога, психолога, просветителя, создателя уникальных учебных книг для начальной школы, выпускались и в дореволюционной России (например, изданный в 1898 г. «Русский букварь»). В 1918–1925 гг. Наркомпрос рекомендовал книги В. П. Вахтерова, называя их лучшими. В букваре 1925 г. имелись русская азбука, составленная по новому правописанию, прописи, задания для самостоятельных упражнений, также церковно-славянский алфавит. В текстах появляется расставленное ударение.
_________________________
Букварь «Пионер» И. Сверчкова (1925 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Пионер.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Букварь-Пионер.jpg)
Пособие, в котором прослеживалась идейная объединённость всего материала, призвано помочь школьнику «осознать общественно-трудовую жизнь в рамках улицы, завода, школы, рабочей семьи и современных детских организаций» [1]. На страницах издания можно было увидеть простые тексты, объясняющие устройство окружающего мира и советского быта (о революции, профессиях, законах пионеров, основных праздниках и проч.).
__________________________
«Букварь» Н.М. Головина (1937 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Головин-4.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Головин-3-1024x821.jpg)
Труд заслуженного учителя школы РСФСР (1943) Н. М. Головина был востребован на протяжении 10 лет и выдержал 8 изданий. В букваре содержались различные задания: чтение по слогам, прописи, знакомство с короткими рассказами о детских занятиях и стихотворениями с политическим подтекстом и др. Простые и яркие иллюстрации демонстрировали ученикам примеры правильного поведения.
_____________________
«Букварь для школ сельской молодёжи»
С. П. Редозубова (1945 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Редозубов-1024x538.jpg)
Рассматривая послевоенное учебное издание, дети могли не только обучиться грамоте и письму, но и познакомиться с рассказами о буднях, мирном труде и отдыхе пионеров. Букварь несколько раз переиздавался, а методика обучения С. П. Редозубова была признана научным сообществом успешной, и впоследствии он выступил в качестве разработчика букварей для Грузии, Туркмении, Таджикистана, Белоруссии и Якутии, а также в роли составителя букваря для незрячих по системе Брайля.
____________________________
«Букварь» А. И. Воскресенской
(1945–1960 гг.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/воскресенская-2.jpg)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Воскресенская.jpg)
Букварь, неоднократно переиздававшийся, отражал все главные события того времени: появились потреты Н. С. Хрущёва, заметки о комбайнах, кукурузных полях и т. д. Но тема боёв по-прежнему звучала в текстах букваря. Издание содержало задания, направленные на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения. Постепенное усложнение материала обеспечивало развитие интереса.
_________________________________
«Букварь» И. Ф. Свадковского (1953 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Свадковского.jpg)
Стал результатом труда большого коллектива учёных и методистов под руководством И. Ф. Свадковского на тему «Научные основы обучения грамоте».
В основу издания И. Ф. Свадсковского, стремившегося воплотить в жизнь идеи
Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо, легли передовые достижения педагогической науки того времени. «Букварь» (сначала чёрно-белый, а затем и цветной), выдержав множество редакций и переизданий, всегда пользовался популярностью среди педагогов.
_________________________________________________
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/Азбука-Воскресенской.jpg)
«Азбука» А. И. Воскресенской
(1958 – середина 1980 гг.)
Являясь одной из самых известных, азбука с изображением аиста издавалась более 20 лет и содержала рекомендации для родителей (например, «Как проводить обучение детей шести лет?»).
______________________________
«Азбука» А. И. Воскресенской,
С. П. Редозубова, А. В. Янковской (1959 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/«АЗБУКА»-А.И.Воскресенской-С.П.Редозубова-А.В.-Янковской.jpg)
Созданная специально для обучения детей дома книга издавалась десять раз. Дети учились читать и считать, мастерить различные поделки. Читая рассказы о собаках-космонавтах Белке и Стрелке, видя портреты Юрия Гагарина, Германа Титова, делали для себя открытия.
_______________________________________
«Букварь» Н. В. Архангельской (1966 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/«БУКВАРЬ»-Н.-В.-Архангельской-1966-г..png)
Пособие, учившее школьников читать, писать и воспитывавшее любовь к прекрасному, отличалось ещё и тем, что педагогов-методистов, писателей, художников, трудившихся над созданием, консультировали поэт С. Михалков и художник В. Серов.
___________________________
«Букварь» В. Г. Горецкого (1981 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/«БУКВАРЬ»-В.-Г.-Горецкого-1981-г..jpeg)
Отличие этого букваря состояло в том, что в нём имелись прописи и дидактический материал, открывали книгу буквы «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ» (т. е. автор размещал буквы не по алфавиту, а по частоте употребления букв в речи и на письме). Ученики любили эту книгу благодаря обилию загадок, ребусов и стихотворений, а также тому, что на страницах их встречали такие герои, как Буратино, Незнайка, Мурзилка. Букварь переиздавали на протяжении 30 лет.
____________________________________
«Азбука» В. Г. Горецкого (1986 г.)
![](http://image.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/01/«АЗБУКА»-В.-Г.-Горецкого-1986-г.-537x715.jpg)
Последняя советская азбука и сейчас вызывает интерес: чтобы обучить детей чтению, многие родители используют именно её. Это обусловлено тем, что «Азбука» создавалась на основе самых эффективных разработок советской педагогической науки.
Время шло, появлялись новые буквари и азбуки, но не менялась их роль в жизни каждого человека, ведь эта книга является не только средством обучения, но и своеобразный документ исторического значения. Листая букварь, можно проследить, как менялись основные идейно-политические взгляды общества, отражались повседневная жизнь и быт народа, происходило развитие национального языка и литературы. Так что недаром поётся в песне: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре…» В букваре, чья обложка надолго сохранилась в памяти, а страницы навевают воспоминания.
Список литературы
1. Сверчков И. Пионер : детский букварь [Электронный ресурс] / И. Сверчков. – 1925. – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/sverchkov_pioner_bukvar_1925/go,0;fs,1 (дата обращения: 19.12.2019).
2. История азбуки и букваря в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/85882988-Istoriya-azbuki-i-bukvarya-v-rossii.html (дата обращения: 19.12.2019).
[1] В 1987 году автором «Букваря» был назван А. Я. Шнеер.