Текст: Татьяна Шамильевна Шайхутдинова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Нукутская СОШ,
Нукутский район
Учитель… Кто он такой? Каким должен быть и должен ли? Чему должен учить и как? Вот небольшой круг вопросов, с которыми мы встречаемся в произведениях русской литературы. Художественная литература – зеркало жизни общества, где мы видим разные образы учителей. Но объединяет их одно: учитель призван учить, он формирует у детей социальную и нравственную готовность к жизни, он преподаёт главную науку – быть человеком. Учитель оставляет след в душе каждого воспитанника, и ему небезразлично, как сложится жизнь этого человека.
Время меняется, меняются люди. Каким бы ни было отношение к учителю, именно на нём лежит большая ответственность в формировании будущего, потому что «учитель – профессия дальнего действия, главная на земле», как писал Р. Рождественский. Именно о таких мудрых, понимающих, любящих свой предмет и детей учителях, наставниках, исследователях, новаторах рассказывают произведения из нашей подборки.
1. Андрей Платонов
«Песчаная учительница»
Рассказ о роли и ценности образования. Учительница Мария Нарышкина помогает детям сохранить веру и надежду на будущее, несмотря на трудности и преграды, в условиях грубости и жестокости. В рассказе проявляется активная гражданская позиция учителя. Автор пишет о созидающей роли педагога в жизни народа. Слова заведующего окроно: «Вы могли бы заведовать целым народом, а не школой…» являются, действительно, оценкой её роли. Мария Нарышкина, молодая, но очень мудрая учительница, научила людей бороться с песками, поселила надежду, дети стали ходить в школу.
2. Ольга Камаева
«Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы»
«Он не подведёт и обязательно поступит, будет хорошо учиться, станет таким же умным и справедливым, как она – Ёлка, Ёлочка… Всё в школе зависит от учителя, значит, он должен стать хорошим учителем».
Это современное произведение о проблемах в школе. Впечатляет. Мы видим хамство учеников, бесправие и нищету учителя, бесконечную бумажную волокиту. «Ёлка» (так прозвали педагога), Елена Константиновна, ощущает себя «инженером человеческих чувств». Но это оказывается не под силу ей. У неё постоянно возникают трудности в общении с детьми и их родителями, с коллегами. Она начинает чувствовать бессилие и усталость и собирается уходить из школы. Но вдруг меняет решение и пишет в своём дневнике: «Из школы не уйду. Ведь говорят же: что нас не убивает, то делает сильнее. Значит, я стану очень-очень сильной». В финале становится ясно, осуществится ли мечта.
3. Валентин Распутин
«Уроки французского»
«Разными были учителя в человеческом общежитии, но на них держалась земля, наши открытия, они не ожидали от нас непременной известности, но предпочитали известный запас порядочности и честности». (Л. Куклин) Учительница французского языка Лидия Михайловна в рассказе показана душевным, добрым, высоконравственным человеком. Главная героиня научила мальчика не французскому языку, а более важному и ценному – доброте и отзывчивости. Лидия Михайловна прониклась жалостью к герою и решила помочь ему. Однажды, когда мальчик пришёл в школу избитым, она нашла свой (непедагогический) способ помочь ему: играть на деньги в «пристенок». Учительница, выручая талантливого мальчика, пострадала сама: она была уволена директором, но она вложила в этого ученика (да и в будущее своей страны) больше и не пожалела, что пришлось расстаться со школой. Лидия Михайловна сохранила человечность и отзывчивость. Распутин показал образ учителя, по-настоящему любящего свою профессию и учеников. Это учитель, который воспитывает школьников и помогает им в трудной жизненной ситуации. А мальчик получил самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.
4. Георгий Полонский
«Доживём до понедельника»
Быть Учителем трудно. Профессия требует безграничной душевной щедрости, любви, понимания, мудрости. У учителя должна быть внутренняя уверенность, что он не может быть другим. Это призвание, это состояние души. Илья Семёнович Мельников – не шаблонный «образцовый» педагог, а живой человек, который предъявляет высокие требования прежде всего к самому себе. Нет ничего важнее, чтобы такой человек оказался рядом с подростком в моменты взросления, когда первые уроки преподаёт ему сама жизнь. Будучи принципиальным и довольно строгим учителем, он с уважением относится к каждому из своих учеников. Класс Илью Семёновича побаивается, уважает и любит, хотя с учениками он предпочитает «держать дистанцию». Это Учитель. Он знает и любит свою работу. Главное – его любят дети. Это заметно, когда Илья Семёнович в конце урока говорит: «А теперь мы должны проститься…». На несколько минут класс замирает в испуге от услышанной фразы. Выдержав паузу, учитель говорит, что прощается до понедельника.
5. Анатолий Алексин
«Безумная Евдокия»
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Автор показывает, что талантливым может быть не только хорошо рисующий или сочиняющий стихи, а способный думать о других и щадящий чувства дорогих людей. В душе ребёнка надо воспитывать человечность, доброту, отзывчивость. Оля – поздний ребёнок в семье – окружена вниманием, заботой и любовью родителей. Она во всём старается быть первой, и родители ей в этом помогают и поддерживают, считая, что в классе её недооценивают. Оля была центром и лицом семьи. После трагедии отец пытается понять, когда и где была допущена ошибка в воспитании дочери. Пытается найти ответ на вопрос: почему же их Оля выросла бесчеловечной и эгоистичной? Евдокия Савельевна прививала доброту и человечность, потому что, как она считала, «без них ни один талант не стоит гроша». Она учила радоваться успехам одноклассников, пусть даже совсем незначительным. Всеми силами старалась учительница сплотить класс. Никто в классе не чувствовал себя ненужным. Евдокия учила «таланту» человечности.