• «А Музы не молчали…»: 5 лучших стихотворений о Великой Отечественной войне

    04 Сен 2020
     
    11:24
     

    Текст: Александр Ярославович Кравчук,
    учитель русского языка и литературы ЧОУ «Лицей № 36 ОАО “РЖД”, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Древние греки говорили: «Мы погибли бы, если бы не погибали». Эти слова как нельзя точно характеризуют «сороковые роковые», ставшие для нашего народа не только испытанием, но и уроком мужества, патриотизма и героизма. На мой взгляд, только поэзии под силу передать ощущение времени и подлинные переживания трагичности этого времени в концентрированном и многомерном виде. По природе своей военная лирика эпична, и поэтому каждое стихотворение о войне – это отражение в миниатюре целого мира. Мира боли и страдания. Мира любви к Родине и близким. Мира бесконечной веры в непобедимость русского характера и неизбежность Победы…

    1. Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

    Трогательное и до боли сжимающее сердце произведение, написанное в самом начале войны. Это послание к другу, превращающееся в философское размышление о судьбе Родины. Стихотворение Симонова больше похоже на исповедь, становясь случайным свидетелем которой, ты поневоле испытываешь подлинную гордость за то, что ты русский. Центральный образ стихотворения – бескрайние русские просторы, дороги, погосты. Но не это то главное, что мы неразрывно связываем с понятием «Родина». Всю ткань произведения пронизывает образ русской женщины: и встреченной по дороге чьей-то матери или жены, протянувшей тебе кринку с молоком; и солдатки, убивающейся по погибшему мужу; и матери, смыслом жизни которой становится только ожидание. Я не встречал в своей жизни ничего более трогательного, обнажающего каждый нерв души человеческой, ничего более искреннего и подлинного. Трагедия советского народа, утратившего Веру в Христа, но спасаемого ушедшими в небытие прадедами, которые «молятся за в бога не верящих внуков своих», переводит реальную картину отступления наших войск в сакральную область души русского человека, готового в страшный для России час умереть, «по-русски рубаху рванув на груди».

    2. Юлия Друнина «Зинка»

    Написанное в 1944 году стихотворение Юлия Друнина посвятила Герою Советского Союза, однополчанке Зинаиде Самсоновой. Трёхчастная композиция небольшого по объёму стихотворения превращает его в своеобразную эпопею военной жизни, где гибнет твоя ближайшая подруга. Лирическая героиня Друниной говорит сначала с живой Зинкой, потом, когда «светлокосый солдат» гибнет, Юлька продолжает вести внутренний диалог, невольно обращаясь к погибшей подруге. Когда за окном «бурлит весна», становится гораз- до «горше» терять близкого человека. Герои Друниной «не ждали посмертной славы», они любили жить, но война оборвала жизнь Зинки на самом взлёте. Автор минимизирует количество эпитетов в тексте, что делает произведение максимально реалистичным. Образ матери, не знающей о гибели дочери, вместе с образами «яблочного захолустья», пахнущей «квашнёй и дымом» хаты контрастирует с образами «чёрной ржи», «воронок и буераков». Финал стихотворения напоминает службу за упокой в деревенской церкви, где «старушка в цветастом платье у иконы свечу зажгла».

    3. Муса Джалиль «Варварство»

    Герой Советского Союза, татарский поэт Муса Джалиль был арестован и казнён фашистами. После войны стихотворения поэта были переданы его сокамерником и вошли в сборник «Моабитская тетрадь». В основе сюжета – варварская картина расстрела матери с сыном. Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз дарит ему свою нежность и любовь. Она просит сына закрыть глаза, но не прятать голову, чтобы его «живым не закопал палач». Неистовствует природа, не в силах вынести картину безжалостной расправы над беззащитными людьми: «в ярости рыдала мать-земля», «плакали, как дети, реки». За всю историю человечества земля не видела такого зверского, бесчеловечного отношения к людям. Каждое риторическое восклицание, каждый риторический вопрос звучит как набат, призывающий уничтожить варваров и дикарей, «что кровь наших детей глотают жадно, кровь наших матерей».

    4. Маргарита Алигер «Зоя»

    В 1942 году Маргарита Алигер напишет поэму «Зоя» и будет удостоена Сталинской премии. При всей своей конъюнктурности поэма, посвящённая жизни Зои Космодемьянской, имеет очень сильные места. И самым мощным, на мой взгляд, является отрывок в третьей части, описывающий казнь девушки. Отрывок представлен в форме внутреннего монолога, в котором Зоя размышляет о смысле человеческой жизни, о самопожертвовании, о бессмертии. Рефреном звучат два ключевых слова «Родина» и «жить». Именно они являются ключом к пониманию образа Зои. Мысли девушки путаются, но неизменно возвращаются к осознанию того, что «всех не перевешать» и «правда победит». Жертвенность, пафосность последних слов ставят русскую девушку в один ряд с Жанной д’Арк. Мороз, снег, мглистость служат фоном виселице, на которой оборвётся жизнь девушки. Фашистские солдаты обозначены, но не детализированы, только «тупой сапог фашиста выбивает ящик из-под ног».

    Читаем книги о войне:
    мнение экспертов

    Живя в относительно мирное время, мы, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались пережившие войну люди. Но благодаря книгам имеем возможность узнать то, что происходило на полях сражений. Особенно ценны те произведения, авторы которых были участниками Великой Отечественной войны. Читая эти книги, снова убеждаешься в том, что человеческая жизнь является главной ценностью, осмысливаешь
    события, познаёшь цену Победы. Предлагаем прчитать пять книг, которые заслуживают внимания:
    ■■ Людмила Пожедаева
    «Война. Блокада. Я и другие»: мемуары ребёнка войны.
    ■■ Фёдор Грачёв
    «Военный госпиталь в блокадном Ленинграде».
    ■■ Юрий Нагибин
    «Война с чёрного хода».
    ■■ Анатолий Ананьев
    «Танки идут ромбом».
    ■■ Василь Быков
    «В тумане».

    Татьяна Васильевна Шестакова,
    методист МОУ ДПО «Центр развития образования
    г. Саянска»

    Маргарита Николаевна Берестенникова,
    методист МОУ ДПО «Центр развития образования г. Саянска», член клуба журнала
    «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Мы в социальных сетях: