• «Выступать единым фронтом»: пути формирования культуры безопасности учащихся в образовательной организации

    17 Авг 2020
     
    14:48
     

    Текст: Евгения Валерьевна
    Батракс,
    заместитель директора
    по воспитательной работе,
    учитель ОБЖ МБОУ г. Иркутска
    СОШ № 27

    Наталья Александровна
    Константинова,
    заместитель директора
    по учебно-воспитательной
    работе, учитель информатики
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

    Создание безопасной образовательной среды – это деятельность, активными участниками которой должны быть не только руководящие и педагогические работники общеобразовательных
    организаций, но и учащиеся и их родители. Какие проблемы сегодня имеются в этом направлении и как их решать, рассуждают педагоги одной из иркутских школ.

    Каждый родитель, ведя ребёнка в школу, желает быть уверенным в безопасности своего чада. Особенно сейчас, в наше непростое время. Как эффективнее всего создать в общеобразовательной организации безопасную среду, чтобы избежать волнения родителей? Начнём с того, что нужно понять, что же такое безопасность? Если обратиться к
    словарям, то можно найти не одно определение, потому что это слово многогранно и включает множество аспектов. Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях. Школа с каждым годом всё больше и больше уделяет внимание соблюдению правил безопасности: есть и системы оповещения, и прямая связь с отделами полиции, и видеонаблюдение, и пропускной режим. В этот ряд входит и размеще- ние соответствующей информации на стендах и сайте образовательной организации. Безопасность – это система, правилам которой должны следовать и родители, и педагоги, и сами дети. Это как в театральной пьесе – у каждого актёра своя роль. И далеко не
    всегда роль радует исполнителя. Но соблюдение требований безопас-ности влечёт за собой изменение привычного уклада жизни и даже ограничение неких свобод. Именно это и вызывает наше неприятие.
    Зачастую, признавая объективность каких-либо требований, на прак тике мы отказываемся применять их к себе лично. Примеров много. Родитель желает пройти в школу и поговорить с учителем, но на входе ему преграждает путь вахтёр (охранник) и просит предъявить документ, удостоверяющий личность. А дальше крик: «Я каждый день
    привожу ребёнка, вы же меня знаете! Зачем документ?! Я, что, терро-
    рист?!» Знакомая картина? Искренние обиды и возмущения родителя, объяснения охраны, испорченное настроение и, как результат, общее негативное впечатление о школе. А ведь этого можно было бы избежать, если бы родитель задал себе простые вопросы:
    – Я действительно хочу, чтобы мой ребёнок был в безопасности?
    – Я действительно готов для этого пожертвовать частью своих привычек и свобод? Школа тоже оказалась не совсем готова в должной мере обеспечить информирование участников образовательных отношений. Необходимо, чтобы администрация не только грамотно сообщала родителям о факте принимаемых мер, но и чётко и доступно объясняла причины. Ведь мало принимать меры безопасности, предписанные законами и подзаконными актами, следует формировать культуру безопасности у всех нас.

    Родители – пример для ребёнка

    В общественном сознании ключевая роль отводится именно школе (как организации, которая наиболее плотно контактирует с социумом и имеет возможность влиять на него, формировать отношение к проблеме). Однако сейчас в обществе у некоторых снижено доверие к словам представителей системы образования, возможно, более эффективными будут иные каналы распространения информации.
    Необходимо помнить, что, как бы много времени ни проводил маленький человек в образовательной организации, основным примером для него будут родители, самые близкие и авторитетные люди. Давайте представим ещё одну ситуацию. Ребёнок посещает школу, и классный руководитель ежедневно ему напоминает, что дорогу необходимо переходить исключительно в оборудованном месте на зелёный сигнал светофора. Ученик соглашается и выполняет правила, но ровно до того момента, пока родитель, торопясь куда-либо, в присутствии школьника не перейдёт эту дорогу на запрещающий сигнал. При этом взрослый обязательно попытается убедить своё дитя, что это исключение и что он контролирует ситуацию, ведь в этот момент всё безопасно. Будет ли ученик дальше соблюдать правила движения? Практика показывает, что нет, потому что в семье отсутствует культура безопасности как таковая. Что же делать в этой ситуации? Привлечь к воспитанию культуры безопасности у самих же родителей!

    Способы привлечения к воспитанию культуры безопасности

    В последнее время во многих школах создают «Родительские патрули». Изначально они задумывались как помощь школе и инспекторам ГИБДД в организации просветительской работы. Но уже сейчас ясно, что данные формирования можно и нужно использовать намного шире, рассматривая их не как общественную организацию, а как инструменты формирования культуры безопасности. В начале статьи мы определились, что понятие безопасности многогранно, поэтому привлекать «Родительский патруль» можно к мероприятиям школьной жизни, связанным с безопасностью. Темно на улице рядом со школой – организуем дежурство членов патруля около школы сразу после уроков. Итог – меньше конфликтов среди детей на улице.
    Появилась такая напасть, как «снюс», – среди родителей наверняка найдутся специалисты, способные разъяснить детям (а зачастую и другим родителям) опасности новомодного увлечения.
    Таким образом, мы подключаем канал распространения информации формата «родитель – родитель». Также не стоит забывать о формате «ребёнок – ребёнок».
    В образовательной организации существует немало объединений, способствующих формированию культуры безопасного поведения. Например:
    ■■ ЮИД (культура поведения на дорогах);
    ■■ ДЮП (культура пожарной безопасности);
    ■■ «Орлёнок» и «Школа безопасности» (культура поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера: от природных катастроф и до ситуаций военных конфликтов).

    Как показывает практика, дети, являющиеся участниками подобных объединений, намного реже попадают в опасные ситуации и более трепетно относятся к выполнению различных правил. Надо отметить, что часть детей приходит туда потому, что в подобных организациях состояли их старшие родственники (родители, братья, сестры и т. д.). Но есть и другая категория – это дети «группы риска». Именно они нередко становятся лидерами, вдохновителями и талантливыми организаторами. Это позволяет им найти своё дело, удержаться от совершения противоправных поступков. Они обретают друзей, единомышленников, могут максимально реализовываться. Всё это ведёт к стабилизации общей криминогенной обстановки вокруг школы и созданию устойчивой безопасной среды.

    «Главное, чтобы все участники образовательных отношений выступали единым фронтом»

    Для формирования культуры безопасности возможен выбор разных способов и каналов распространения достоверной информации. Не все они просты в управлении и прогнозируемы в реакциях, но при грамотном использовании можно контролировать поступление в молодёжно-подростковую и родительскую среды информации, формирующей культуру безопасности. Можно до бесконечности приводить примеры. Главное, чтобы все участники образовательных отношений выступали единым фронтом. Не стоит ждать впечатляющих результатов в скором времени, это, к сожалению, процесс долгий, трудный, но крайне необходимый нам всем. Понять, что безопасность необходима, легче, если сам участвуешь в процессе.

    Мы в социальных сетях: