Текст: Евгений Новицкий, писатель, кинокритик
Девятая и последняя режиссёрская работа Ролана Быкова по сей день способна шокировать и поражать. В восьмидесятых было снято немало историй о детской жестокости, но, кажется, только этой картины нисколько не коснулось время. «Чучелу» уже тридцать пять лет, лента снималась в другой стране для совершенно иного общества, но она по-прежнему актуальна и свежа, трогательна в своём моральном посыле и безжалостна в своём реализме.
«Чучело». Режиссёр Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Светлана Крючкова, Дмитрий Егоров, Павел Санаев, Ролан Быков. СССР, 1983.
В провинциальный городок к милейшему дедушке Николаю Николаевичу Бессольцеву (Юрий Никулин) переезжает внучка Лена (Кристина Орбакайте). По всему видно, что в свои двенадцать лет эта девочка привыкла идти по жизни смеясь: невероятная наивность Лены вкупе с некоторой её экзальтированностью тому только порукой. Однако всё изменится в ту же секунду, когда Лена войдёт в свой новый класс. Бессольцеву дружно обдадут презрением, обсмеют её из-за родства с неказистым дедушкой да лениво нарекут Чучелом за «рот до ушей, хоть завязочки пришей». На беду, Лена не отнесётся к такому приёму с должной серьёзностью.
Более того, несчастная отроковица в первый же день влюбится в Диму Сомова (Дмитрий Егоров), первейшего в классе пижона, который выглядит храбрецом и героем, а на деле окажется подлецом. Диму до поры Лена столь же раздражает, сколь интересует; однако чашу весов перевесит не в девочкину пользу, когда она примет на себя кое-какую неизгладимую сомовскую вину перед коллективом. Начинается форменная травля новенькой ученицы, и скользкий, как сом, Сомов не преминет принять в этом гонении живейшее участие.
***
В 1985-м произошло неслыханное: на экраны страны вышел два года пролежавший на полке фильм «Чучело», в котором юные пионеры выглядели не верными ленинцами, но «детками из клетки». Двенадцатилетнее зверьё сплотилось в единое стадо, чтобы в буквальном смысле растоптать случайно попавшуюся им на дороге белую ворону с ангельскими крыльями. Не менее шокирующим выглядел тот факт, что снял эту душераздирающую историю всеобщий любимец Ролан Быков, великолепный актер, который в качестве режиссёра доселе ставил в основном душевнейшие детские комедии.
Как часто бывало с наиболее неоднозначными советскими фильмами, замысел «Чучела» казался далеко не таким ошеломляющим, каким вышел результат. Исходная повесть Владимира Железникова преспокойно печаталась в журнале «Пионер», и не было никому никакого дела, что писатель в ней приоткрывал завесу над истинными, а не блаженно приглаженными, не выдуманными взаимоотношениями в школьной среде. А как только вышла картина Быкова, ретроградная общественность засуетилась, забеспокоилась, потому что до «Чучела» самое массовое искусство ничего подобного про «нашу замечательную молодёжь» не демонстрировало. Судя по школьным мелодрамам, таким как «Вам и не снилось» или «В моей смерти прошу винить Клаву К.», максимальной бедой, которая могла приключиться с советским подростком, была несчастная любовь.
Добро бы только лишь несчастной любовью завершилась для Лены Бессольцевой её затяжная поездка к дедушке. Увы, юной советской христианке (не по вере, но по образу мыслей) суждено было увериться в собственном «чучельстве» и, видимо, навсегда распрощаться с доверием к человечеству. Оказалось, что милый, скромный, тихий городишко (как, вероятно, и сотни его собратьев по всему Советскому Союзу) прячет за своим уютным фасадом форменные «ужасы нашего городка». Здесь школьники продают собак на живодёрню, презрительно потешаются над одинокими фронтовиками, ненавидят своё окружение, жаждут переехать в Москву, чтоб нажить там миллионы, даже способны в кровь запинать собственную одноклассницу.
«Чучело» едва ли состоялось бы без своего уникального актёрского дуэта – суперзвёздный клоун и дочка суперзвёздной певицы безукоризненно разыграли душераздирающую драму Железникова под точнейшим дирижёрством Ролана Быкова (последний как раз и исполнил в «Чучеле» эпизодическую роль военного дирижёра).
Никулин к началу восьмидесятых уже доказал свою способность играть сверхсерьёзные роли, снявшись в военных эпопеях таких титанов, как Сергей Бондарчук и Алексей Герман. Но кто мог ожидать от юной и, скорее всего, беззаботной Орбакайте, которой мама уже тогда прочила участь модной эстрадной дивы, столь яркой игры на почве столь сложного материала. Ведь Лена Бессольцева – это своего рода детский вариант князя Мышкина: чтобы достойно сыграть такое, надо быть малолетним Смоктуновским в юбке. Но Быков ничуть не прогадал, избрав из семи, что ли, тысяч претенденток на роль именно Кристину, пришедшую на кинопробы анонимно.
Всего через пять лет после «Чучела» другой популярнейший комедиограф Эльдар Рязанов тоже ступит на смелый путь Ролана Быкова. Но очень неплохой рязановской картине «Дорогая Елена Сергеевна» суждено будет слиться с десятками и десятками подобных ей. Фильму «Чучело» же (именно потому, что он пробил себе дорогу к экранам задолго до гласности) суждено остаться в истории отечественного кино в качестве единственного и неповторимого, подлинно эпохального произведения. [1]