Региональные профессиональные конкурсы педагогического мастерства проходили в течение десяти дней. Членам конкурсного жюри предстояла сложная задача – определить победителя. Эксперты оценивали выступления педагогов, отмечая достоинства и недостатки, задавая дополнительные вопросы. Некоторые члены жюри поделились своим мнением о проведённых конкурсах с сотрудниками журнала.
XX Региональный профессиональный конкурс «Учитель года – 2019» «Нас объединяет сопричастность к учительской профессии»: размышления эксперта после конкурсного «Эссе»
Школа – общий знаменатель для каждого человека в нашем обществе. Нас объединяет сопричастность к удивительной профессии. Мы вместе, потому что хотим учить и учиться. Разве может быть что-то лучше этого? Мы сетуем, что отношение к школе, учителю меняется не в лучшую сторону, но, вопреки всему, гордимся своей профессией. Участвуем в конкурсах, даём открытые уроки, демонстрируем профессиональное мастерство и испытываем огромное чувство удовлетворения, что не случайно выбрали профессию, что готовы нести детям знания, опыт, радость открытия.
Что побудило конкурсантов к участию в конкурсе «Учитель года»? Желание поделиться своими открытиями, профессиональными секретами? Желание испытать чувство победы? Или желание встретиться с единомышленниками, вступить в диалог, в дискуссию, чтобы понять свой путь, осмыслить свою позицию? Конкурс предоставляет для такого осмысления самые большие возможности.
И диалог (а может, дискуссия) начинается с первого конкурсного дня. Первое испытание – эссе. Предложены три темы: «Учить и учиться», «Учитель – профессия дальнего действия», «Человек, благодаря которому я стал учителем». Какую выбрать? Что более всего трогает, заставляет задуматься? О чём хочется рассказать коллегам?
…Первые минуты наполнены волнением. Но необходимо его преодолеть, сосредоточиться. И появляются искренние строки, в них рассказ о первом учителе, взгляд в своё педагогическое прошлое и, конечно, планы на будущее. Многое продумано, это позиция зрелых педагогов. Многое очевидно, не подвергается сомнению. Многое уникально, как уникальна личность каждого участника. Пока это заочная перекличка, которая вот-вот превратится в очный поединок.
Со многим соглашаешься. Да, «учитель должен быть мобильным, не бояться перемен, идти в ногу со временем», но главное – «быть понимающим»; «учителю необходимо владеть информационными технологиями, поскольку дети у нас находятся в цифровом пстранстве, нужно быть с ними на одной волне»; «учитель должен брать что-то и от традиционной педагогики, и от современных веяний». Через все конкурсные работы проходит главная мысль: «учитель должен всегда оставаться человеком».
Есть два основных признака, по которым определяется настоящий учитель: любовь к профессии и любовь к тем, кого учишь. Эти качества сполна присутствовали в конкурсных эссе у всех участников! Но у каждого есть педагогические секреты и тайны. И хочется верить, что они открылись в процессе конкурса.
Ирина Васильевна Яннаева,
член экспертной комиссии заочного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019», учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска «СОШ № 12»
«Конкурсное испытание “Методический семинар” позволил мне как эксперту наблюдать за мастерством конкурсантов…»
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Д. Дьюи
Современное поколение детей имеет особенность: их нельзя учить синхронно, шаблонно и статично… Это дети, которым периодически жизненно необходимы вспышки и яркие пятна, чтобы быть всегда в «тонусе» и со смыслом идти из пункта А в дальнейший пункт Б.
Кто же «родитель» таких вспышек сегодня? Конечно, учитель! Учитель, который постоянно стремится, развивается, идёт вперёд и побеждает! Да, именно такой педагог нужен современному ребёнку…
Октябрь, ноябрь… и вот в каждом муниципальном образовании Иркутской области объявляется очередной конкурс «Учитель года». Лучшие педагоги школ борются за почётное звание на своей земле, уверенно идут к победе, чтобы достойно представить свою образовательную организацию…
А теперь можно вернуться к тому новому современному учителю…
В 2019 году мне выпала честь быть экспертом очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года». Оказалось, очень интересно и полезно получить такой опыт для дальнейшей личной практики и увидеть данное образовательное событие, побывав в роли эксперта.
Действительно, погрузившись очень глубоко и с полной моральной ответственностью в испытание «Методический семинар», я увидела того педагога, который не продолжает «сегодня» учить так, как было положено «вчера». Конкурсанты стремились отыскать истины, которые рождают вспышки и яркие пятна поколению новых учеников, давая возможность напитаться позитивными эмоциями и получить некий заряд для движения вперёд. Учителя не только освещали найденные эффективные методики, но и транслировали полученный практический положительный опыт в русле оттачивания «ремесла».
Испытание «Методический семинар» позволяло мне как эксперту наблюдать за мастерством конкурсантов, можно было увидеть многое: от разработки практических задач до использования приёмов из разных педагогических технологий. На методическом семинаре учителя «раскрывались». Члены жюри видели не только коллег-педагогов, но и актёров, режиссёров, продюсеров, ораторов, конечно же, наставников и лучших из лучших – учителей для своих учеников, которые грамотно могут аргументировать выбор, отстоять точку зрения и предложить варианты решения личных проблем в своей микросистеме образования.
Нельзя оставлять без внимания тот факт, что сегодня учительству предъявляется множество вызовов, одним из которых является приближающееся внедрение профессионального стандарта педагога. Однако конкурсанты «Учитель года – 2019» в рамках своих методических семинаров уже продемонстрировали понимание и практическое вхождение в данную «отрасль» современной системы образования.
Таким образом, «Методический семинар» стал одним из самых ярких событий, так как на данном этапе у конкурсантов была возможность показать все лучшие стороны своей педагогической практики, которая готовит новое поколение школьников к реальной, а в отдельных случаях к правильной виртуальной жизни. Это ещё раз подтверждает слова Д. Дьюи и доказывает то, что участники очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019» «сегодня» не учат так, как учили этому «вчера», а значит, они не лишают детей будущего!
Антонида Олеговна Головина,
член экспертной комиссии очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019», лауреат регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2018», директор МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинск»
О конкурсном испытании «Урок»: работа над ошибками
Несомненно, конкурс «Учитель года» – это серьёзное испытание для любого педагога, а конкурс «Урок» – одно из самых главных. Именно по уроку можно судить о том, какой перед нами учитель. Как и ранее, в 2019 году участники продемонстрировали большое количество интересных методических приёмов, использовали различные образовательные технологии и инструменты оценивания.
Целью конкурсного испытания «Урок» было предоставить учителям возможность раскрыть свой профессиональный потенциал в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока); проявить творчество, самостоятельность, умение ориентироваться в ситуации; продемонстрировать знание преподаваемого предмета и способность выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
К сожалению, последнее меньше всего удалось участникам. Чаще деятельность учащихся сводилась к достижению узко предметных результатов. Межпредметные связи, если они и были, обусловливались содержанием изучаемого материала и никак не комментировались учителями, их значимость не подчёркивалась. Метапредметность в большинстве случаев только декларировалась педагогами при самоанализе и сводилась к упоминанию универсальных учебных действий (УУД). О межпредметных понятиях как составляющей метапредметных результатов не говорилось вообще, и работа с ними не проводилась. Именно непонимание сути метапредметности, с нашей точки зрения, оказалось «самым слабым звеном» конкурсантов 2019 г.
Во многих случаях в этом году члены жюри отмечали сложность оценивания конкурсного испытания «Урок» по критерию «Ценностные ориентиры», так как педагоги обращали больше внимания на изучение предметного материала (о чём было сказано выше), что, конечно, важно, но упускали из виду воспитательный потенциал урока. Стараясь следовать тщательно спланированному, методически грамотному учебному занятию, часто конкурсанты не пытались вступить с учениками в диалог, создать условия для обсуждения проблемных жизненных ситуаций, важных для учащихся, не предлагали своим подопечным рассмотреть явления и события с разных точек зрения, поспорить. А ведь факт, что именно ценностные ориентиры урока придают ему значимость, оставляют след в душе ребёнка, создают условия для воспитания человека и гражданина, ни у кого не вызывает сомнение.
В 2019 г. приходится отмечать, что, как и в прошлом, умение использовать на уроке информационно-коммуникационные технологии свелось к использованию просто технических средств (компьютер, проектор), а точнее к использованию учителем мультимедийной презентации в качестве иллюстративного материала. Это стало своеобразным “must have” урока. Но сами по себе технологии и технические средства мало что дают в обучении, важно осмыслить их применение, показать школьникам, что это всего лишь инструмент, с помощью которого можно достигать собственные индивидуальные цели. Технологии не могут заменить учителя, но могут помочь сделать урок более эффективным и занимательным.
Умение выходить из затруднительных ситуаций при использовании техники также оставляет желать лучшего. Учителю необходимо предвидеть такие ситуации, когда может не включиться компьютер, не открыться презентация и др. Учащихся не должны этого заметить, и тем более сам урок не должен от этого пострадать. Несмотря на то что тему урока конкурсанты узнают за 1–2 дня и возрастная категория учащихся известна, можно нередко наблюдать использование методических приёмов, в некоторых случаях эффектных, но не подходящих для выбранного возраста. Также члены жюри отмечали, что в отдельных случаях содержание материала по предмету, не из учебника, а того, который предлагал учитель-конкурсант, не соответствовало возрастным особенностям, жизненному опыту школьников.
Самоанализ учебного занятия также вызывает некоторые нарекания у жюри. Все самоанализы условно можно разделить на два вида: неподготовленные и заранее выученные. И те, и другие не учитывают реальные ситуации на только что проведённом уроке.
Не всегда педагог видит недостатки урока, иногда предпочитает их не озвучивать членам жюри. Но ведь одним из критериев оценивания является самоанализ учебного занятия, которое проводишь.
Несмотря на недочёты, отмеченные выше, хочется сказать, что в целом участники конкурсного испытания «Урок» продемонстрировали своё методическое мастерство и творческие находки, сумели найти общий язык с незнакомым классом, заинтересовать темой урока и вызвать позитивный отклик учащихся, приобрели уникальный педагогический опыт. Всё это важно и нужно как для конкурсантов, так и для школьников. В заключение хотелось бы пожелать всем конкурсантам 2019 г. дальнейших творческих и профессиональных успехов.
Наталья Михайловна Валюшина,
член экспертной комиссии очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019», канд. пед. наук, заведующий кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО
«Мне посчастливилось быть экспертом…»:
на конкурсном испытании «Урок»
В этом году мне во второй раз посчастливилось стать экспертом очного этапа Регионального профессионального конкурса «Учитель года». Хотела бы поделиться своими впечатлениями о конкурсном испытании «Урок». Мне именно посчастливилось, потому что присутствовать на учебных занятиях победителей муниципальных этапов конкурса, лучших в своих городах и районах, дорогого стоит.
В 2019 г. уроки проходили в школе № 64 г. Иркутска. Радовало необыкновенное гостеприимство хозяев этого учебного заведения. Удивили своей воспитанностью и интеллектуальными способностями и ученики. Фактически на их плечи тоже легла немалая нагрузка. Встретиться с незнакомыми учителями, активно включиться в процесс обучения, справиться с собственными страхами и переживаниями – задача не из простых. Несмотря на это, они очень старались, поддерживали гостей во всём, помогали им.
Уроки учителей-конкурсантов имели разную предметную направленность, но большинство из них объединяло использование современных технологий, ИКТ, соблюдение требований ФГОС, яркие элементы, мотивирующие учащихся к действию.
Особенно запомнился урок физкультуры учителя Икейской СОШ Тулунского района Сании̒ Мановаровны Мусаевой. Физкультура – предмет особенный. Сделать такой урок современным, ярким, запоминающимся непросто. С. М. Мусаевой это удалось. Ученики на её уроке не только отрабатывали технику кувырка вперёд, но и разрабатывали комплекс упражнений для российских спортсменов, отправляющихся на Олимпийские игры. Здесь были налицо и мотивация учащихся, и само- и взаимооценка, и рефлексия, и системно-деятельностный подход, и даже ИКТ.
Высокую оценку жюри получил и урок окружающего мира учителя начальных классов средней школы № 29 посёлка Чунский Ольги Николаевны Шахабудиновой. Загадочный чемодан путешественника, необычный герой Патримонито, творческое задание (создать рекламный буклет для туристов) – всё это сделало занятие по-настоящему интересным для детей. Также учитель продемонстрировал своё мастерство, чётко продумав этапы урока, применив разнообразие методов и приёмов. А пять зелёных аксиом, к которым постоянно обращался педагог, придали занятию большую воспитательную ценность.
К сожалению, на уроках конкурсантов были и ошибки, самой главной из которых стало стремление сделать всё за детей. Мешал многим и извечный враг человека – волнение. Но всё же конкурсанты справились с испытанием и проявили свои профессиональные способности и умения.
Наталья Владимировна Беклемешева,
член экспертной комиссии очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019», учитель начальных классов МОУ «Железнодорожная СОШ № 1» МО Усть-Илимского района, победитель регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2017»
Призёр XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019» С. М. Мусаева. Конкурсное испытание «Урок»
О том, как добиваться намеченных целей, что значит управлять государством, и многом другом на конкурсном испытании «Классный час»
Для лауреатов XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019» испытание «Педагогический совет» сменилось на мероприятие
«Классный час», которое проводилось впервые, и какое из них сложнее – тот ещё вопрос.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень подопечных, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. Форма проведения классного часа может быть любой.
Критериями оценивания конкурсного испытания очного этапа «Классный час» являлись уровень вовлечённости учащихся при обсуждении темы, методическая и коммуникативная компетентности, убедительность и аргументированность позиции, информационная и языковая культура, личностные качества педагога.
Накануне участникам конкурса были выданы задания – 30 тем классных часов. В течение ночи педагоги должны были их разработать. На следующий день, за 10 минут до начала испытания, дети сами выбирали темы, которые были им интересны. 20 минут давалось конкурсанту на то, чтобы разобрать с учащимися конкретную тему и подвести определённый итог дискуссии, если таковая возникала. Особенность данного испытания также в том, что на первый план выходят не столько профессиональные качества учителя, сколько его личностные характеристики.
Темы, которые выбирали дети, были не самыми простыми, но многие конкурсанты смогли провести интересный, живой и увлекательный разговор.
Ученикам младших классов были любопытны беседы о дружбе, увлечениях и ценностях. Темы были детям важны, интересны и полезны. Педагоги, используя игровые приёмы, предоставляли возможность высказать своё мнение и что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Дети постарше предпочли поразмышлять о мечтах и о том, как их претворить в реальность, о моде и здоровье, а также попытались ответить на вопрос: что значит быть счастливым? Школьники-подростки испытывают чувство взросления и хотят говорить на эту тему, чтобы научиться конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Но были и такие темы, как «Агрессия и как её избежать», «Страх и как его преодолеть». Именно в этих вопросах, на мой взгляд, было труднее всего разобраться и школьникам, и взрослым. Возможные пути преодоления данных проблем смог найти не каждый из участников.
Воспитание патриотизма, стремление служить интересам своей страны, защищать её от врагов – всё это обсуждалось со школьниками на классном часе по теме «Я горжусь своей Родиной», где кульминацией стал рассказ о «священном хлебе блокады».
Интересные, актуальные темы выбирали старшеклассники. Что значит управлять государством? Какова моя гражданская позиция? На эти вопросы отвечали восьмиклассники во время обсуждения темы «Если бы я был президентом». Целью данной дискуссии стало не только повышение правовой и электоральной культуры молодёжи, но и привлечение их к участию в вопросах управления государством.
Проблеме отцов и детей была посвящена встреча с девятиклассниками, где они учились решать конфликтные ситуации в общении с родителями и другими взрослыми. Ученикам не составило труда рассмотреть столкновение интересов, когда родители заставляют делать ребёнка то, что ему не хочется. На практике стало понятно, что поиск компромисса – занятие трудоёмкое и обоюдное.
Старшеклассники занимались актуализацией вопросов финансовой грамотности, развитием компетенций, необходимых для правильного поведения в финансово-экономической сфере, обсуждением проблем молодёжных субкультур.
Также положительным моментом всех классных часов можно назвать доброжелательную обстановку во время общения. Надо отметить, что при обсуждении предложенных тем большинство конкурсантов были внимательны к высказываниям учащихся, вносили нужные коррективы, задавали дополнительные вопросы, размышляли вместе со школьниками и помогали им найти правильное решение нравственных проблем.
Светлана Евгеньевна Емельянчен «Конкурсное испытание “Мастер-класс” – яркое, динамичное, эмоциональное событие…»
Испытание «Мастер-класс» состоялось для пятнадцати лауреатов, успешно прошедших во второй тур XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019». В ходе двадцатиминутного выступления участники публично демонстрировали различные способы трансляции тех образовательных технологий, что были заявлены на «Методическом семинаре» и реализованы в ходе открытого урока. Пять минут отводилось на вопросы жюри и ответы участника. Формат испытания позволил соотнести предложенные конкурсантами теоретические положения с практикой их реализации.
Критериями для оценки успешности проведённого мастер-класса стали актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность, коммуникативная, рефлексивная, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, реализация проектных подходов.
Несмотря на общие критерии, предъявляемые к данному конкурсному испытанию, каждый мастер-класс обладал яркими отличительными чертами. Это, на мой взгляд, объясняется тем, что у учителя, проводящего мастер-класс, складывается собственный стиль творческой деятельности, обусловленный осознанием педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмыслением перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик, приёмов и технологий преподавания.
С точки зрения обобщения педагогического опыта мастер-класс не похож на другие формы трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников мероприятия. По мнению конкурсантов прошлых лет, именно это испытание при подготовке вызывает наибольшее количество вопросов и затруднений. Формат мастер-класса в корне отличается от привычных педагогу форм проведения уроков и методического обобщения опыта. Необходимо ярко, оригинально и творчески не только познакомить аудиторию со своей педагогической идеей, но и найти нестандартные приёмы для экспресс-освоения, а также объединить все этапы выступления, основываясь на общности замысла.
Конкурсанты представили оригинальные творческие подходы для реализации основных идей мастер-класса. Педагоги приглашали в путешествие с символом конкурса – пеликаном, демонстрировали приёмы «Ситуация яркого пятна» и видеосюжеты для погружения в тему занятия. Интерактивный характер проведения испытания позволил оценить умение конкурсантов работать с аудиторией и вовлекать всех участников мастер-класса в активное решение педагогических задач. Фокус-группам предлагалось собрать рассыпанные мандарины на скорость и прочитать кроссенс, освоить 5000 слов английского языка и поучаствовать в армрестлинге, овладеть приёмами мнемотехники. Каждый мастер-класс раскрывал ценностные ориентиры. Участники этого испытания на практике убедились в верности утверждения Аристотеля о том, что «познание начинается с удивления», увидели урок глазами учителя и ребёнка через строки стихотворения Жака Превера «Классное задание», нашли скрытую информацию на картине И. И. Шишкина «Медведи в сосновом бору».
Однако не всем конкурсантам удалось соблюсти определённую драматургию выступления. На мой взгляд, причина этого кроется в излишнем старании строго придерживаться критериев испытания, отсутствии точного выражения ведущей идеи и соответствующих форм подачи информации. Необходимо отметить, что не все педагоги использовали метапредметный подход для презентации своего материала. Не всем удалось убедительно продемонстрировать рефлексивное осознание собственной деятельности и осмысление перспектив профессионального развития. В основном участники конкурса ограничивались констатацией результативности своей деятельности.
Дать более полную оценку представленному опыту позволяли ответы конкурсантов на вопросы жюри. Большинство ответов отражали высокий уровень подготовки участников и их профессиональную компетентность.
В целом хочется отметить, что испытание «Мастер-класс» – яркое, динамичное и эмоциональное событие в жизни конкурса, которое позволяет судить о глубоком понимании лауреатами педагогических проблем и раскрывает творческую суть учительской деятельности.
Татьяна Викторовна Пронович,
член экспертной комиссии очного этапа XXX Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2019», учитель биологии МБОУ «СОШ № 23» МО города Братска, победитель регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2018»
Региональный этап X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2019»
«Участники конкурса “Воспитатель года“ каждый день обратили во благо…»
Участие в конкурсах – это серьёзное увлекательное испытание, которое становится для педагогов новым этапом в жизни на пути к победам. Сообщество педагогов дошкольного образования Иркутской области принимает активное участие в профессиональном конкурсном движении.
Современные исследователи (Е. М. Пахомова, Г. Ф. Привалова, Е. С. Плюснина) рассматривают педагогические конкурсы как средство творческой самореализации, как средство развития творческого потенциала, как форму и средство повышения квалификации самих участников конкурса и других педагогов посредством изучения и освоения опыта конкурсантов.
Региональным оператором по проведению регионального профессионального конкурса «Воспитатель года – 2019» традиционно стал Институт развития образования Иркутской области. Методическое и информационной сопровождение конкурса успешно осуществлялось командой профессионалов под началом С. Н. Ахниной, канд. ист. наук., руководителя центра комплексной оценки персонала. Слаженная работа данного коллектива сделала конкурс открытой лабораторией педагогических экспериментов и площадкой широчайшего обмена опытом педагогов дошкольного образования. На странице официального сайта ГАУ ДПО ИРО (эл. точка доступа http://www.iro38.ru) и сейчас можно просмотреть все основные мероприятия конкурса, наиболее интересные фрагменты финала. Подобная поддержка превратила конкурс из кулуарного мероприятия, доступного небольшому кругу лиц, в масштабное явление жизни педагогического сообщества Иркутской области.
На основе анализа передового педагогического опыта участников конкурса последних лет выделим несколько, с нашей точки зрения, значимых изменений практики дошкольного образования Иркутской области:
– востребованность образовательных технологий деятельностного типа, представленных педагогами на конкурсе;
– внедрение развивающих, личностно-ориентированных программ образования детей дошкольного возраста;
– конструирование собственной педагогической практики на основе высокого качества дошкольного образования;
– информационная грамотность, эффективное взаимодействие, открытость для образовательных запросов социума, воспитанников.
Члены жюри и зрители отметили высокую культуру коммуникации, презентации материалов конкурса. Педагоги старались содержательно представить материал, обогатить его интересными примерами из практики, демонстрировали умение ориентироваться в современных исследованиях дидактики дошкольного образования. Конкурсанты были приглашены к сотрудничеству в рамках научно-практических конференций и обобщения опыта педагогической работы.
Мы надеемся, что участники конкурса смогли обрести на данном мероприятии хороших друзей, вырасти профессионально, каждый день и час обратили во благо. Убеждена, что педагогическая интуиция, мотивация и желание изменять систему образования к лучшему будут и дальше служить укреплению позиций дошкольного образования Иркутской области, приумножению лучших традиций отечественного просвещения.
Ольга Юрьевна Зайцева,
председатель жюри очного регионального этапа X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»