• Национально-культурные особенности проведения общегосударственного экзамена в Республике Корея

    15 Июл 2019
     
    15:13
     

    Текст: Эльвира Хаммоковна Лим,
    канд. пед. наук, доцент, директор Института филологии, истории и востоковедения ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»,
    г. Южно-Сахалинск
    Инна Владимировна Корнеева,
    канд. филол. наук, доцент кафедры восточной филологии Института филологии, истории и востоковедения ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»,
    г. Южно-Сахалинск

    Республика Корея относится к государ­ствам, где особенно заметна роль обра­зования как важнейшего фактора соци­ально-экономического прогресса. Исто­ки так называемого «корейского эконо­мического чуда», по мнению самих корейцев, базировались на «трёх китах», один из которых тесно связан с развитием образования. Значи­тельные успехи корейской школы в достижении устойчивого высокого уровня образованности учащихся, богатый опыт реформаторского дви­жения в области образования представляют ин­терес для российской педагогики.

    Иностранцу порой трудно понять систему взаимоотношений корейцев, отношения между старшим и младшим, преподавателем и учени­ком, своеобразный уклад школьной жизни и высокую значимость образования для каждого корейца. Эти устои и правила складывались в течение столетий.

    Особое место в педагогической традиции Ко­реи занимают экзамены как значительный этап во всей сложнейшей системе обучения и воспи­тания учащихся. Современная система государ­ственных экзаменов в Республике Корея про­шла длительный путь становления и оказала особое влияние на формирование стереотипов поведения и мышления корейцев. Подразуме­вается особая потребность в получении знаний, неуклонное движение к поставленной цели, постоянное стремление к самосовершенство­ванию, чувство соперничества и желание быть лучшим. Корейцы всю жизнь учились и сдава­ли экзамены, снова учились и снова сдавали экзамены: чтобы поступить в школу, в конфу­цианскую академию, получить должность чи­новника или учёное звание. Экзаменационная система сложилась в Корее очень давно и уже претерпела ряд изменений, но не утратила сво­ей значимости.

    Становление экзаменационной системы

    Система экзаменов зародилась в Корее в эпоху Силла (VII–X вв.), а именно в 788 г. [9, с. 176]. В то время это был экзамен на знание литературы и истории страны, который ставил своей целью набор чиновников для государ­ственных учреждений. Согласно исторической летописи государства Корё система государ­ственных экзаменов официально была утвер­ждена в Корее в 958 г. [8, с. 145].

    Правительство государства Чосон (1392– 1910 гг.) приняло за основу систему экзаменов, которая существовала в эпоху Корё, привнеся в неё некоторые изменения. Прежде всего, были установлены специальные экзамены для воен­ных чиновников. Кроме того, экзамены стали доступны для всех, кроме выходцев из опре­делённых сословий, считавшихся низшими, к которым принадлежали мясники, актёры, музы­канты, врачи, шаманы, несвободные крестьяне и буддийские монахи. Уже в 1537 г. был принят новый закон, запрещающий сдавать экзамены ремесленникам и торговцам [8, c. 215].

    Вся система экзаменов в период Чосон де­лилась на три вида: экзамены на гражданский чин, экзамены на военный чин и специальные экзамены на должности лекарей, переводчи­ков, философов и юристов.

    Государственные экзамены представляли собой очень сложную, но в то же время хоро­шо организованную систему. Именно институт государственных экзаменов в эпоху Чосон был призван сыграть огромную роль в жизни сред­невековой Кореи, в деятельности её государ­ственного аппарата и в судьбе обычных граж­дан, для которых экзамены стали смыслом и за­ветной целью к успешной карьере чиновника.

    Общественное мнение было пронизано мыслью о том, что сын не может называться почтительным, если не проявит себя в уче­нии и не попытается занять пост чиновника.

    Подготовка к экзаменам требовала много времени и сил. Экзаменующиеся должны были наизусть знать основные книги конфуциан­ского канона, а также наиболее авторитетные комментарии к ним. Кроме того, от них требо­валось хорошо разбираться в трудах древних историков и философов, в теории стихосложе­ния, знать китайскую историю и литературу и, безусловно, в совершенстве владеть древнеки­тайским языком.

    Традиция экзаменов прервалась в 1894 г. [5, с. 323]. Тем не менее традиции ценностного от­ношения к образованию и знаниям послужили прочным фундаментом для развития системы школьного образования в Республике Корея после 1945 г.

    В период формирования системы образо­вания в послевоенной Корее существовала си­стема специальных экзаменов для перехода в школу другой ступени. Однако в декабре 1968 г. вступительные экзамены в средние классы были отменены, что позволило увеличить ко­личество учащихся, желающих продолжить свое обучение в средней школе. В 1979 г. был введён единый экзамен для поступления в среднюю школу повышенной ступени, что по­зволило решить сразу несколько проблем [9, с. 187]. Во-первых, единый экзамен представ­лял собой предварительное испытание перед основной проверкой знаний, которую предла­гал каждый отдельный университет. Во-вторых, новая система отменила экзамены, проводив­шиеся в отдельных школах, сравняла различные средние школы повышенной ступени и приве­ла к заметному увеличению числа выпускников средней школы, поступающих в старшую.

    В 1994 г. для поступления в вуз был введён общегосударственный экзамен, по результатам которого определяется уровень и качество под­готовки выпускника согласно требованиям го­сударственных образовательных стандартов.

    Общегосударственный экзамен сегодня

    Сегодня общегосударственный экзамен (кор. «тэхаксухаксунынсихом» College Scholastic Ability Test / CSA) в Республике Корея является основным показателем уровня теоретической и практической подготовленности выпускника общеобразовательной школы.

    Экзамен проводится ежегодно в третий чет­верг ноября с 8.40 до 17.40 по всей стране. В пе­риод с 1995 по 2006 гг. он проводился в третью среду ноября. С 2007 года – во второй или тре­тий четверг ноября. С 2017 г. – исключительно в третий четверг ноября. Экзамен для поступаю­щих в 2018 г. планировали провести 16 ноября 2017 г. Однако из-за землетрясения в г. Пхохан на неделю была сдвинута дата проведения (на 23 ноября 2017 г.). Экзамен для поступающих в 2019 г. запланирован на 15 ноября 2018 г.

    Общегосударственный экзамен проводит­ся по пяти направлениям: родной (корейский) язык, математика, английский язык, история Кореи / наука (включает такие блоки, как об­ществознание / естествознание / профориен­тация), второй иностранный язык. Первые три направления являются обязательными [10].

    Название экзамена

    Кол-во вопросов

    Время

    Примечание

    1

    Родной (корейский) язык

    45

    80

    2

    Математика

    30

    100

    Повышенный и обычный уровни

    3

    Английский язык

    45

    70

    17 вопросов на аудирование

    4

    История Кореи

    20

    30

    Обязательная часть для всех школьников

    Наука (обществознание/ естествознание/

    профориентация)

    20 вопросов на каждый раздел

    30 баллов за каждый предмет

    Возможность выбора до двух предметов

    5

    Второй иностранный язык / иероглифика

    30 вопросов на каждый раздел

    40 баллов

    за каждый предмет

    Возможность выбора одного предмета из 8-ми иностранных языков и иероглифики

    Экзамен по родному (корейскому) языку включает 45 вопросов, максимальное количе­ство баллов – 100, отводится 80 минут на реше­ние (08.40~10.00).

     Экзамен по математике представлен двумя уровнями сложности: повышенным и обычным. Повышенный уровень математики востребован у тех школьников, которые поступают на есте­ственнонаучные направления. Ученик вправе самостоятельно выбирать необходимый уро­вень. Большинство престижных университетов приветствуют результаты теста по математике повышенной сложности. Тест содержит 30 во­просов (включая 9 с самостоятельным ответом), максимальное количество баллов – 100, выде­ляется 100 минут на решение (10.30~12.10).

    Экзамен по английскому языку включает 45 вопросов (из них 17 вопросов – аудирование), максимальное количество баллов – 100, даётся 70 минут на решение (13.10~14.20).

    Экзамен по предметам «История Кореи» и «Наука» включает 20 вопросов в каждой ча­сти (по 30 минут), на смену предмета даётся 10 минут, на смену предмета в рамках направле­ния «Наука» – 2 минуты. Итого – 1 час 42 минутМаксимальное количество баллов за каждую часть – 50 (14.50~16.32).

    Экзамен по истории Кореи является обяза­тельным. Если школьник не справляется с за­даниями данного раздела, то аннулируются все баллы.

    Испытуемый в обязательном порядке имеет право выбрать только один блок по направле­нию «Наука» (обществознание/ естествозна­ние/ профориентация).

    Экзамен по направлению «Обществозна­ние» включает следующие дисциплины: по­вседневная этика, этика и философия, гео­графия Кореи, всемирная география, история Восточной Азии, всемирная история, право и политика, экономика, общество и культура. Из 9 предметов можно выбрать два.

    Экзамен по направлению «Естествозна­ние» включает физику 1, химию 1, биологию 1, астрономию 1, физику 2, химию 2, биологию 2, астрономию 2. Из 8 предметов экзаменующий­ся может выбрать 2.

    Экзамен по направлению «Профориента­ция» включает такие предметы, как сельское хозяйство, базовые технологии сельского хо­зяйства, базовые технологии, основы техноло­гического развития, промышленная экономика, основы бухгалтерского учёта, океанография, рыболовство и основы морской промышлен­ности, развитие человека, сервис. Из 10 пред­метов выбрать можно 2.

    Пятое направление «Второй иностран­ный язык / иероглифика» включает немецкий, французский, испанский, китайский, японский, русский, арабский, вьетнамский языки, ханчжа. Экзаменующийся вправе сдавать лишь один предмет из девяти предлагаемых. Экзамен по второму иностранному языку включает 30 во­просов, максимальное количество баллов – 50, отводится 40 минут на выполнение заданий (17.00~17.40).

    В 2017 г. экзамен проводился в 1257 участках сдачи ЕГЭ, а число экзаменуемых составило 650 747 человек.

    Абитуриенты при сдаче экзамена оценива­ются по девятиуровневой системе (кор. кутын­гып), которая заключается в распределении баллов и классификации испытуемых. Процент­ное отношение складывается следующим обра­зом: 1 уровень – 4 %; 2 уровень – 11 %; 3 уро­вень – 23 %; 4 уровень – 40 %; 5 уровень – 60 %; 6 уровень – 77 %; 7 уровень – 89 %; 8 уровень – 96 %; 9 уровень – 100 %.

    Неотъемлемая часть национальной культуры

    Традиционно за три месяца до дня сдачи экзамена газеты начинают печатать фотогра­фии отчаявшихся матерей, молящихся в хра­мах и церквях страны за успешные результаты их детей. В свою очередь, дети всё это время не снимают с себя кольца на удачу, подарен­ные родителями. За месяц до начала экзамена фотографии, на которых запечатлены матери, зажигающие свечи в буддийских храмах, снова печатаются на обложках газет и журналов.

    Одновременно с этим несколько сотен про­фессоров и учителей, ответственных за подго­товку экзаменационных вопросов, вступают в период месячной изоляции в месте, неизвест­ном никому, чтобы не допустить утечки инфор­мации. Такая изоляция препятствует «лоббиро­ванию» со стороны всевозможных «заинтере­сованных групп» и родителей [7, с. 45].

    В день проведения экзамена вся страна практически замирает, чтобы обеспечить бес­препятственный вход к пункту проведения. У ворот здания друзья, родственники и младшие школьники выстраиваются с транспарантами, барабанами и горячим чаем, чтобы поддержать экзаменующихся.

    С этой же целью в стране примерно за месяц до дня проведения экзамена на прилавках ма­газинов можно увидеть разнообразие необыч­ных товаров. Традиция дарить сладкие подарки, точнее сладкое изделие из карамельной патоки (кор. «ёт»), имеет древние корни с эпохи Чосон (1391–1910). Молодые люди, отправляясь сда­вать самый важный в их жизни экзамен, обяза­тельно брали с собой сладкую и липкую патоку. Съев её прямо у ворот здания, где проходило испытание, они надеялись пройти его успешно и получить чин.

    В настоящее же время корейская индустрия предлагает огромное разнообразие подарков, символизирующих успешную сдачу экзамена.

    На первом месте шоколадные изделия – сладкие плитки с надписями, содержащими различные пожелания. Это могут быть неболь­шие шоколадки стоимостью в одну тысячу вон (примерно один доллар США), а могут быть и большие наборы, цена которых достигает 50 ты­сяч вон (примерно пятьдесят долларов США) и выше. Надписи на данных изделиях могут быть довольно разнообразными, например:

    – «Пусть осуществится мечта» (кор. «ккумы­нируоджимнида»).

    – «Желаю успешно поступить в университет» (кор. «хапкёгыльгивонхамнида»).

    Мы в социальных сетях: