• Школа конца XIX – начала XX вв. на полотнах отечественных художников

    21 Мар 2019
     
    14:04
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская

    Каждая моя картина должна что-либо сказать,
    по крайней мере, только для этого я их и пишу.

    Василий Васильевич Верещагин

     

    Просторные светлые классы, помещения с централизованным отоплением, проектор, презентация – для современного школьника всё это уже является обыденным. Кажется, так было всегда. Но стоит показать учащемуся картины отечественных живописцев, отражающие реалии прошлого, как сразу раздаются удивлённые возгласы: «Не может быть! Так раньше учились на самом деле?» Действительно, сейчас им трудно представить учителей, учеников, учебный процесс XIX века, но после знакомства с картинами сразу становится понятен тот путь, который был пройден предыдущими поколениями. Деревенские избы, в которых проводились первые занятия, перестали существовать, зато появились новые здания, отвечающие всем требованиям; гусиное перо как предмет для письма было заменено на привычную шариковую ручку.

    Школьная тематика всегда вызывала интерес со стороны российских художников. Ученики, учителя, родители становились объектами изображения. В каждой картине – история, эмоция, атмосфера, эпоха. Отправимся и мы в путешествие по страницам школьной истории, обратившись к репродукциям известных живописцев.

     

    Согласно труду «Стоглав» (собрание постановлений Стоглавого Собора), появившемуся в XVI веке, ранее стать учителем разрешалось только духовному лицу, имевшему определённое образование, сдавшему экзамен и прошедшему «проверку» (если человек был жестоким и злым, то он не получал дозволения учительствовать). Поэтому на картинах И. Владимирова, Н. Богданова-Бельского и Б. Кустодиева мы видим в качестве учителей представителей православной церкви.

     

     

    В. Маковский помогает понять, как выглядела деревянная сельская школа XIX века. Традиционные парты и стулья заменены одним общим столом и скамейками. Создаётся впечатление, что занятие проходит в избе какого-то местного жителя, но нет, это школа: есть и учителя, и учащиеся, и доска, около которой стоят отвечающие. Одна девочка, потупив взор, осознаёт, что ей не под силу справиться с задачей, вторая всё-таки пытается найти решение. Учитель терпеливо смотрит на учащихся, ожидая, что девочки всё же озвучат правильный ответ. Положения детей, сидящих за столом, могут сказать о многом: кто-то, сосредоточившись, работает в тетради, кто-то помогает товарищу, кто-то смотрит на доску, будто стараясь подсказать. Иными словами, заняты все (даже тот мальчик, который стоит около входа, спрятав руки в карманы, ведь не случайно он изображён таким сердитым: на его лице видна работа мысли).

     

    Интересны образы учениц, представленные художником Н. Богдановым-Бельским. На обоих полотнах зритель видит задумчивых девушек. Их мечтательные взгляды устремлены куда-то вдаль, кажется, что они мечтают о чём-то светлом, держа в руках такую ценность, как книга. Девочки одеты скромно, именно так раньше выглядели школьницы.

     

     

    На следующих картинах художники изобразили момент мыслительного процесса. Если на полотне Н. Богданова-Бельского на первом плане зритель видит учащегося, задумавшегося над решением уравнения, отображённого на доске, то на втором – мальчика, который пытается написать сочинение. Работа мысли на лице мастерски показана живописцами. Фигура учителя, сидящего в стороне, вызывает чувство уважения. Изображён учитель-созерцатель, давший почву для размышлений, наблюдающий за тем, как увлёк учащихся образовательный процесс, а также слушающий вариант решения.

     Картина Н. П. Богданова-Бельского, посвященная народной школе С. А. Рачинского, в которой учился и сам художник, – «У дверей школы». Она поражает простотой формы и богатством содержания. Здесь изображён мальчик, крестьянский сын, который не решается зайти в класс, прервать речь учителя, а с трепетом ожидает разрешения войти. Хоть зритель и не видит учителя, ведущего урок, нельзя говорить о том, что его нет в классе, он присутствует здесь имплицитно. Поскольку мы не видим лица ученика, это даёт основания полагать, что художник хотел показать обобщённый образ учащегося того времени – скромного, выражающего почтение перед знанием, желающего учиться.

     

     

    Бесконечное уважение к учителю со стороны учеников чувствуется и при просмотре картины того же автора «У больного учителя». Даже находясь в таком состоянии, учитель не расстаётся с книгой – источником знаний, пытаясь что-то рассказать ученикам, пришедшим проведать его. Босоногие крестьянские дети кажутся растерянными. По их выражению лиц понятно, как болезненно реагировали учащиеся на отсутствие учителя.

    Живя в городе, никто из современных учеников не задумывается над тем, сколько километров нужно преодолеть, чтобы оказаться в школе. А между тем раньше ученики, которые жили далеко от учебного заведения, могли ответить на этот вопрос сразу. То, как они добирались до школы, показал тот же Н. П. Богданов-Бельский, знающий эту сторону жизни крестьянских детей изнутри. Посмотрите, сколько радостных лиц! Школьники хотят учиться, пусть даже для этого надо будет проделать довольно долгий путь. Главное, что этот путь ведёт к знанию, а, как говорится, знание – сила.

    Нами упомянута лишь малая часть того, что оставили в наследие представители художественной культуры. Рассмотрев несколько картин, создающих представление о школе конца XIX – начала XX вв., зритель может ещё раз убедиться в том, насколько трепетно относились к учению дети, насколько возвышен образ учителя, насколько дорога история образования.

     

     

     

    Мы в социальных сетях: