• Профессиональная ориентация детей и их обучение по индивидуальным учебным планам в соответствии с выбранными ими профессиональными компетенциями

    11 Авг 2020
     
    10:20
     

    Текст: Наталья Иннокентьевна Яловицкая,
    руководитель центра развития общего образования ГАУ ДПО ИРО

    Сегодня одной из главных компетенций педагога становится умение сориентировать школьника в том, где и как ему найти знания о профессиях, как создать индивидуальный учебный план, как выстроить личные приоритеты, чтобы подготовиться к выбору будущей профессии

    Выбор будущей профессии – ответственное занятие. С одной стороны, выбирать профессию стало намного проще, ведь существуют программы профориентирования, а на школьников не давит ответственность выбора на всю жизнь – сейчас считается нормальным менять сферу деятельности через 7–10 лет и осваивать новые профессии. С другой стороны, мало кто из ребят школьного возраста с уверенностью готов сказать, кем он хочет работать хотя бы в ближайшие годы. Большинство из них переживают проблему выбора, даже получая профессиональное образование. Молодые люди часто не имеют представления о реальной трудовой деятельности и разочаровываются в своих ожиданиях.

    Этап школьного образования является центральным для профессионального самоопределения, поскольку именно на этом этапе осуществляется первичный профессионально-образовательный выбор обучающегося.

    Чем глубже в подростковом возрасте человек изучит свои силы и возможности, чем в большем спектре профессий «попробует» свои силы, тем более стабильным будет его профессиональный путь.

    Традиционно в общеобразовательной организации после определения склонностей и личностных особенностей детям предлагают подходящую сферу деятельности, а дальше ориентируют по конкретным профессиям.

    Вот здесь ещё появляются трудности, так как разнообразие видов деятельности настолько широко, что специалисты по профориентации не могут сориентировать по всему многообразию специальностей. Одинаковые должности в разных профессиональных сферах значительно отличаются друг от друга по содержанию, из-за чего для них невозможно составить универсальное описание.

    Одно из решений проблемы видится в том, чтобы как можно больше людей из разных сфер поделились со школьниками конкретным содержанием работы, что позволит тем составить реальное представление об интересующей работе, познакомиться с ней «изнутри».

    При организации образовательной деятельности особое внимание следует уделить формированию необходимых жизненных навыков, целей и планов как составляющих самоопределения учащихся. В школе должна вестись профориентационная работа, направленная на помощь учащимся не только в образовательно-профессиональном самоопределении, но и в овладении ими мягкими (soft) и жёсткими (hard) навыками и компетенциями, в построении индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, с учётом всех особенностей подросткового возраста.

    Поэтому не случайно в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» ведётся серьёзная работа по развитию механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с выбранными ими профессиональными компетенциями. Начинает свой путь проект «Урок с профессионалом» – это площадка, где люди рассказывают молодёжи о своих профессиях, где каждый школьник может узнать об интересующей его профессии от людей из индустрии. Возможно, там будут истории, рассказанные молодыми людьми, только начавшими строить свою карьеру.

    Целесообразно по максимуму использовать возможности внеурочной деятельности, дополнительного образования, цифровых ресурсов (например, «Цифровая школа», интернет-порталы «Смартия», «Профилум», «ПроеКТОриЯ», «Навигатум», «Za собой», «Уроки по профориентации» и др.).

    Институтом развития образования Иркутской области организуется и проводится региональный конкурс по выявлению и распространению лучших систем ранней профориентации, включающей практику реализации региональных онлайн-уроков, реализуемых с учётом цикла уроков «ПроеКТОриЯ» (форматов и возможностей опыта проекта «ПроеК-ТОриЯ»). Основной целью конкурса является отбор лучших региональных профориентационных практик в области сопровождения и формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

    Возможность определиться с выбором будущей профессии, попробовать свои силы в разных областях профессиональной деятельности предоставляет и конкурсное движение.

    Школьники Иркутской области активно включаются во Всероссийский конкурс «Большая перемена», который реализуется в рамках национального проекта «Образование». Учащиеся 8–10 классов, участники конкурса, могут проходить профессиональные тестирования на профориентацию, эрудицию и интеллект, получать доступ к образовательным программам и знакомиться с рекомендациями ведущих экспертов – представителей науки, образования, финансовой сферы, искусства и спорта. Ключевая цель конкурса – дать возможность школьникам раскрыть свои уникальные способности, а главным критерием отбора является не оценка успеваемости, а наличие навыков, которые пригодятся им в современном мире, в том числе умение вести коммуникацию и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

    Мы в социальных сетях: